Дангауэровка: памятник конструктивизма

3 минуты

Рубрика: Душевный досуг

В первые годы советской власти на шоссе Энтузиастов энергично разрасталась сложившаяся ещё в XIX веке промышленная зона. Одним энтузиазмом сыт не будешь и государство простимулировало трудящихся улучшением жилищных условий. Пролетарии и прежде жили в Дангауэровской слободе, но теперь для них строился социальный городок с неплохими по тогдашним меркам квартирами, школой, детским садом, магазинами, домом культуры, банями.

Чтобы представить себе, как выглядела эта местность до постройки нового микрорайона, прочитайте, что писала газета «Правда» в середине двадцатого века о прошлом этого места: «…У Горбатого моста, слева от Дангауэровской слободы , ссыльные прощались с женами. По обе стороны дороги стояли заплаканные женщины с узелками в руках. Конвойные гнали партию дальше, и, оглядываясь в последний раз, арестанты видели тоскливое, гнетущее сердце убожество Дангауэровской слободы , ее сгорбленные хибарки, кособокие заборы, непросыхающие лужи и босоногих зачумленных ребят, высыпавших на дорогу. Это прощальное видение города оставалось в душе горьким воспоминанием. Казалось, заодно с женами неутешно горюет каждая улочка московской рабочей окраины, провожая на каторгу своих сынов.

Город недружелюбно поглядывал на окраину, отгородившись от рабочей слободы Старообрядческими, Бобылевскими, Вдовьими переулками, выставив, как заслон, купола церквей и непролазную грязь немощеных тротуаров. Город тяготился своей ненадежной окраиной. Но обойтись без нее нельзя было. В цехах Дангауэра надо же было кому-нибудь гнуть спину. И как бы вымещая свою злобу, свою ненависть к рабочей окраине, купецко-дворянский город оставил ее без уличного освещения, без воды, без мостовых — в грязи и мраке…»

История завода «Дангауэр и Кайзер» началась в 1869 году с основания кузнечно-слесарных мастерских вблизи Владимирского шоссе. В 1873 году А.Дангауэр получил разрешение на открытие механического котельного завода с пятью кузнечными горнами, одной паровой машиной в 6 лошадиных сил и 27 рабочими, поставив на поток производство оборудования для пищевой промышленности. После национализации Котельный механический и медно-аппаратный завод Дангауэра и Кайзера получил короткое название - «Котлоаппарат» и вскоре стал специализироваться на выпуске промышленного холодильного оборудования. В 1931 году завод переименовали в «Компрессор». Заводчане внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне, наладив производство боеприпасов и пусковых установок реактивной артиллерии «Катюша». За ударный труд предприятие награждено орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Вероятно, слово «дангауэровский» так прочно вошло в топонимику района, что при строительство нового городка решили сохранить старорежимное название. Впрочем, жильё предназначалось не только для дангауэровских компрессорщиков, но и для пролетариев других заводов. К примеру, один из корпусов построил «Радиоприбор», другой предназначался для рабочих «Парижской коммуны». Генеральный план посёлка составили М.Мотылёв и Р.Вегнер, в реализации проекта участвовали также Н.Молоков, И.Звездин, Е.Шервинский, братья Мовчан и другие архитекторы. Предполагалось, что на площади в 50 гектаров раскинется целый город на 45 000 жителей, но в полной мере этот план не удалось осуществить. Всего было построено два десятка зданий и несколько объектов инфраструктуры.

Сейчас это памятник культуры, который находится в запущенном состоянии. А рабочих сменили гостарбайтеры. Но прогуляться сюда стоит, ведь это тоже часть нашей истории.

Адрес: Авиамоторная ул. 20, 22, 28, 34, Пруд Ключики ул. 5.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...