Памятники деревянного зодчества

533
8 минут

Рубрика: Москва из бабушкиного ларца

Окидывая взором нынешние бетонные джунгли, сложно представить, что Москва когда-то состояла из деревянных домиков. Но это было так. Сохранилось лишь 150 памятников деревянного зодчества. Вот, некоторые из них.

Ул. Ольховская, д. 9, стр.2

Двухэтажное здание барачного типа, построенное по неофициальным данным в 1906 году для акционерного общества Московско-Казанской железной дороги. В наше время тут находится, как распространено в этом районе города, предприятие коммунального хозяйства.

Гиляровский писал об этих краях: "Миновали вокзалы, переползли через сугроб и опять зашагали посредине узких переулков вдоль заборов, разделенных деревянными домишками и запертыми наглухо воротами. Маленькие окна отсвечивали кое-где желто-красным пятнышком лампадки... Темь, тишина, сон беспробудный.

Вдали два раза ударил колокол--два часа!

-- Это на Басманной. А это Ольховцы...-- пояснил вожатый. И вдруг запел петухом:

-- Ку-ка-ре-ку!..

Мы оторопели: что он, с ума спятил?

А он еще...

И вдруг--сначала в одном дворе, а потом и в соседних ему ответили проснувшиеся петухи. Удивленные несвоевременным пением петухов, сначала испуганно, а потом зло залились собаки. Ольховцы ожили. Кое-где засветились окна, кое-где во дворах застучали засовы, захлопали двери, послышались удивленные голоса: "Что за диво! В два часа ночи поют петухи!".

Ул. Огородная слобода, д. 9

Двухэтажный деревянный дом был построен в 1875 году как больничный корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы. Архитектор проекта – Александр Адольфович Мейнгард.

Из оценочной описи владения Мясницкого отделения Чернорабочей больницы, составленной в 1914 году, известно, что оба этажа деревянного больничного корпуса тогда занимали женские палаты. После 1917-го здание использовали как медицинское учреждение, затем оно стало административным.

В конце 1930-х годов всю существовавшую здесь застройку снесли, остался только двухэтажный деревянный корпус, который чудом и сохранился до наших дней. В советские годы в доме находился Венерологический диспансер №2.

В настоящее время в здании располагается Государственное автономное учреждение культуры города Москвы «Московское агентство организации отдыха и туризма».

Ул. Погодинская, д. 12а

Недалеко от Новодевичьего монастыря, на Погодинской улице стоит изумительный по красоте маленький синенький домик - Погодинская изба. В окружении типовых НИИ, домик кажется игрушечным и совершенно не вписывается в современный городской пейзаж. Создается впечатление, что его принесла сюда какая-то неведомая сила.

Изба была построена в 1856 году архитектором Николаем Васильевичем Никитиным и подарена Михаилу Петровичу Погодину (профессору Московского университета, историку, публицисту) крупным российским предпринимателем Василием Александровичем Кокоревым как дань интересу знаменитого историка к народному зодчеству и искусству. Она была одним из двух флигелей основного дома усадьбы. Задумана как программное произведение "русского стиля" и выстроено в формах народного деревянного зодчества. Представляет собой высокий сруб со светёлкой второго этажа, украшен узорной пропильной резьбой. Изба служила "древлехранилищем", где Погодин хранил исторические реликвии. Здесь собирались славянофилы - Самарин, Хомяков, Чижов. Это был видный литературный салон Москвы: тут постоянно бывали писатели и актеры - Н.В.Гоголь (бывал и работал - писал 1 том "Мёртвых душ", редактировал "Тараса Бульбу", а также праздновал именины), А.Н.Островский, Ф.И.Тютчев, П.Я.Чаадаев, М.Н.Загоскин, А.Ф.Писемский, Е.А.Баратынский, М.С.Щепкин, П.А.Вяземский, К.С.Аксаков, С.Т.Аксаков.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны в главный дом усадьбы попала бомба, он был разрушен, а изба была сильно повреждена. Лишь в 1972 году здание избы было отреставрировано Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, после чего в избе располагалось районное отделение ВООПИиК города Москвы и проводились лекции. До разгула реформ и приватизации в этот дом заходили москвичи, чтобы послушать интересную лекцию или звуки старинного рояля. Потом изба стояла несколько лет на замке, постепенно разрушаясь. Ныне она приняла достаточно приличный вид, но потеряла своё культурное назначение - как и большинство исторических зданий Москвы, изба отдана под офисы.

Ул. Гастелло, д. 5

На северо-западе Москвы по проекту архитектора Л. И. Лазовского был построен необычайно красивый деревянный дом с мезонином. Первыми владельцами участка, на котором он стоит, были братья Матвей и Иван Страховы. Будучи сами крестьянского происхождения, перебравшись в Москву, они стали заниматься здесь каменными и строительными работами. В 1903 г. братья начали строительство на принадлежащей им территории, и вдоль красной линии 3-й Сокольнической улицы (ныне ‒ улица Гастелло) появился одноэтажный деревянный дом на каменном цоколе.

Центральная часть главного фасада, где располагается вход, выражена завершением типа «бочка», обрамленным деревянным подзором. В центре него деревянный резной солярный знак. Вход завершен деревянным козырьком на консолях; над двухстворчатыми дверьми, украшенными деревянными элементами, размещена световая фрамуга. Во втором ярусе прорезаны два сдвоенных окна с полукруглыми завершениями, опирающиеся на стилизованные колонки и декорированные резными сандриками. Центральная часть и углы дома выделены резными лопатками. С двух сторон от входа два окна по бокам, обрамленные деревянными стилизованными профилированными колонками и декорированные резными наличниками с изображением цветов. Под окнами были расположены подоконные наличники, переплетающиеся с аттиком, с солярным знаком в центре. Плоскость стен наверху заполнена деревянным резным фризом с резным подзором. На крыше установлены слуховые окна с щипцовым завершением и треугольными люкарнами. Здание венчает вальмовая кровля, а позади аттика установлен четырехскатный пинакль.

Кроме главного дома, в глубине владения было возведено несколько хозяйственных построек. В 1906 г. на участке были произведены перестройки. В частности, к главному дому со стороны двора были пристроены двухэтажный объем с каменным полуподвалом и два деревянных крыльца.

Главный дом, единственное сохранившееся здание из всего комплекса построек владения, является выявленным объектом культурного наследия.

Б. Предтеченский пер., д. 2, стр. 1

В 1680-х гг. в районе Пресни была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, близ которой образовалась небольшая слободка. В 1848 г. на углу Малого и Большого Предтеченских переулков, через перекресток от церкви, при тогдашнем настоятеле Федоре Ивановиче Соловьеве был построен деревянный дом причта, который в 1886 г. был перестроен, предположительно, по проекту архитектора Н. А. Ипатьева. Дом был предназначен для проживания семьи настоятеля храма. Внешний вид здания отличается простотой отделки. Фасады обшиты досками, имитирующими руст, стены практически не декорированы, прямоугольные и арочные оконные проемы оформлены профилированными наличниками. В дом ведут два входа. Один из них располагается с торцевого фронтона, над ним установлен козырек с декоративной металлической решеткой. Второй (парадный) вход оборудован тамбуром с фронтоном на кронштейнах. Здание венчают профилированный карниз и двускатная крыша.

Рядом с бывшим домом настоятеля находится еще один чудом сохранившийся одноэтажный деревянный домик (д. 4) с оградой и воротами. Главный фасад дома, выходящий на Большой Предтеченский переулок, богато декорирован деревянной резьбой: окна оформлены наличниками с подзорами и фигурными накладками. Особую выразительность зданию придает венчающий карниз с кронштейнами и орнаментом.

В начале ХХ в. в районе Пресни разворачивались крупные события революционных лет. Известно, что в доме 4 в тот период работали первый легальный Пресненский райком партии большевиков и Военно-революционный комитет Пресненского Совета рабочих и солдатских депутатов. В память этих событий в 1924 г. в здании был открыт музей «Красная Пресня».

Храм Иоанна Предтечи не закрывался в советские годы, до сих пор здесь хранятся многие древние святыни. А вот дом причта после революции заняли коммунальными квартирам.

Ул. Бурденко, д. 23

У Плющихи находится одна из старейших деревянных построек Москвы, известнейший памятник московского деревянного ампира — дом коллежского советника Г.А. Палибина, директора чертежной в Межевой канцелярии.

Небольшой серый одноэтажный дом с мезонином, поставленный торцом к улице, был построен в 1818 г. Внимание притягивают многочисленные лепные украшения по выдержанному в благородных пропорциях позднего московского классицизма фасаду: горгоны, пальметты, ихтиокентавры и затесненная между двумя ризалитами вертикальная ниша.

В 1847 г. дом перестроили: сломали заднюю часть дома с антресолями и выстроили новый объем. Еще через десять лет с западной стороны была пристроена галерея от парадного крыльца к линии переулка. С другой стороны была симметричная галерея с ложным входом, не сохранившаяся до наших дней.

Дом Палибина связан с именем Саввы Ямщикова — замечательного человека, историка, публициста, председателя Ассоциации реставраторов России, много сделавшего для сохранения русской культуры. Его дочь Марфа Ямщикова вспоминает: «Савва Васильевич очень уютно себя чувствовал в доме Палибина. И гостей всегда принимал в нем с радостью. “У меня в домике на Бурденко выставка открывается”, — так приглашал народ на очередную выставку».

4-ый Ростовский пер., д. 6

Дом Бакшеева - деревянный двухэтажный особняк в Хамовниках, построен в 1903 году по проекту владельца художника Василия Бакшеева. Пейзажист прожил в этом доме 55 лет и создал в нём большую часть работ зрелого периода своего творчества. Дом Бакшеева стал местом встреч передвижников и других советских художников.

Особняк был построен на Мухиной горе — исторической местности на берегу Москвы-реки, которую в настоящее время занимает Ростовская набережная. В начале XX века «это было тихое место с прекрасным видом на Москву-реку, на Дорогомилово, с садами и оврагами». Двухэтажное деревянное здание с мезонином было выдержано в стиле традиционной русской архитектуры. Окна украшены резными наличниками в виде сказочных птиц, мастеров для работы приглашали из Владимирской губернии. На участке также расположили сарай, сторожку, погреб и прачечную. Особое внимание было уделено внутренней отделке. Резьбу стенных панелей выполнил художник Сергей Малютин по старинным образцам. Он же помогал в отделке интерьеров. Второй этаж занимала мастерская — благодаря большому окну мезонина в ней было всегда много света.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...