Такая разная Москва

227
3 минуты

Рубрика: Москва из бабушкиного ларца

В конце 20-х годов сотрудники станции Лихоборы организовали сбор денег, открыв жилищный кооператив сотрудников Курской железной дороги. В результате — здесь, на севере Москвы, были построены три дома по проекту архитектора Бориса Шатнева. Два четырехэтажных и по-прежнему жилых и трехэтажный — там сейчас отдел полиции. При строительстве зданий в качестве балок использовались списанные железнодорожные рельсы. Лестницы и перила в подъездах по-прежнему деревянные, на фасаде одного из домов сохранилась аббревиатура: «5.Р.К.Ж.Д.» — «5-й район Курской железной дороги».

С одной стороны — это крепкие и красивые (для ценителей архитектуры 30-х) жилые дома; но с другой — чтобы помыться, часть жителей этих зданий многие десятилетия вынуждены спускаться в подвал, в общие душевые. Потому в квартирах по техническим причинам установить ванны или душевые невозможно. Это Москва, район Коптево, на автомобиле до Красной площади отсюда можно доехать менее чем за 30 минут.

Станция Лихоборы – главная станция Московской окружной железной дороги (МОЖД). Станция проектировалась как центральная из-за ее близости к Николаевской ж/д (современное название – Октябрьская железная дорога), связывающей ее с Петербургом.

Станция была выстроена по индивидуальному проекту А. Н. Померанцева и инженера С. Д. Карейша на окраине города близ Петровской земледельческой академии и усадьбы Михалково. Проект включал в себя максимальное количество строений для обслуживания пассажиров, проживания и работы персонала, руководства и технических служб.

Вдоль ж/д между зданием вокзала и жилыми домами было проложено Станционное шоссе, позже переименованное в проезд Черепановых ‒ в честь Ефима и Мирона Черепановых (отца и сына), построивших первый русский паровоз в 1833 г. Ансамбль станции сохранился практически полностью. Также уцелели элементы исторического озеленения: близ здания вокзала находится двухвековой тополь.

Пристанционный поселок в Лихоборах – крупнейший на МОЖД, многие его здания строились как по типовым, так и по индивидуальным проектам. Здесь находятся два жилых дома разных типов, дом начальника станции и его помощника, а также дом начальника участка тяги, баня и пассажирское здание (вокзал).

Интересен дом начальника участка тяги. Он выбивается из общего ряда построек МОЖД и имеет выраженные черты как русского стиля, так и модерна. Предположительно, автор проекта этого дома – Ф. О. Шехтель. Отличительной чертой в декоре выступает металлическая фигурка совы на фасаде со стороны двора. Из-за этого элемента здание имеет второе имя – «Дом с совой».

Вокзал станции Лихоборы построен по индивидуальному проекту, имел общий зал для пассажиров первого и второго класса, а также зал третьего класса, контору начальника станции и телеграф. Для защиты пассажиров от непогоды имелся навес над выходом к поездам, от которого сохранились фигурные чугунные столбы, ныне переоборудованные в фонари.

Вдоль проезда стоят четыре будки центрального управления стрелками и сигналами: такое количество связано с наличием на станции четырех стрелочных районов – двух горловин, а также съездов в локомотивное депо и на систему соединительных ветвей с Николаевской ж/д. Каждая такая будка или пост – это двухэтажное здание с балконом и широкими арочными окнами на втором этаже, необходимыми для наблюдения за поездной ситуацией и обслуживаемым стрелочным районом. Дежурный по посту в соответствии с командами, подаваемыми по блокировочным устройствам дежурным по станции, переводил стрелки и переключал сигналы, используя для этого систему гибких стальных тросов (тяг). Такой способ управления работой станции в начале ХХ в. был передовым, а сами здания, несмотря на их чисто техническую функцию, являются выдающимися постройками эпохи модерна с большим количеством декоративных элементов.

Адрес: МЦК Коптево, проезд Черепановых


  • Комментарии
Загрузка комментариев...