Вернувшиеся храмы

203
9 минут

Рубрика: Храмы

Бытует мнение, что Москва «зажралась». Батюшки тут разъезжают на дорогущих машинах с золотыми часами, поедая лобстеров. Церкви и монастыри купаются в роскоши, и с неба падает золото. Возможно, где-то оно так и есть. Но также существует и обратная сторона медали. Публикуем список некоторых храмов, находящихся в весьма плачевном состоянии.

Симонов монастырь ул. Восточная д. 4

Один из наиболее пострадавших московских монастырей и один из самых значимых в истории столицы. Симонов монастырь был утрачен более чем на две трети, в ХХ веке был уничтожен его собор – один из древнейших в Москве. И всё же осколки его истории дошли до наших дней, словно показывая, к чему может привести неуемная жажда разрушений.

Первоначально Симонов монастырь был основан в 1370 году чуть поодаль от своего сегодняшнего места – там, где сейчас располагается церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. Его основателем стал святой Федор – ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского. А название обитель получила не от храма, а по монашескому имени боярина Степана Ховрина, который пожертвовал землю для создания монастыря и принял в нем иночество с именем Симон. В 1379 году обитель была перенесена немного на север и больше уже не меняла свое местоположение. В это же время началось строительство каменного собора Успения Божией Матери, завершенное к 1405 году. В XVI веке построены существующие каменные стены: архитектором, предположительно, был Федор Конь, создатель Смоленского кремля, стен Белого города в Москве и Малого собора Донского монастыря. Стены и башни Симонова монастыря – шедевр русской фортификации, он не раз принимал участие в боях и выдерживал осады неприятеля. Сохранившиеся до наших дней башни «Дуло», «Соляная» и «Кузнечная» перестроены в 1640‑х годах. Монастырь был упразднен в 1771 году для размещения в его стенах чумного карантина, но в 1795 году снова был восстановлен по ходатайству графа Мусина‑Пушкина.

Центром монастырского ансамбля являлся массивный пятиглавый собор Успения Божией Матери. Южнее располагалась трапезная, построенная в 1677 году на средства царя Федора Алексеевича с церковью Тихвинской иконы Божией Матери на основе старой постройки. В архитектурном отношении это было очень необычное здание: помимо четверика церкви, особо выделялась широкая смотровая башня, с которой царь любовался видами Москвы и окрестностей. Её фасады были украшены окнами с наличниками сложной формы, с запада она венчалась декоративной ступенчатой композицией с голландскими мотивами. Над западными вратами возвышалась церковь Всемилостивого Спаса, построенная в 1593 году в память о победе над крымским ханом Казы‑Гиреем, а над восточными – храм святого Николая Чудотворца. С севера в составе монастырской стены находилась колокольня, построенная на средства купца Ивана Игнатьева в 1835‑1839 годах по проекту архитектора К.А. Тона – создателя Храма Христа Спасителя. Наконец, при здании монастырской больницы был одноглавый храм преподобного Александра Свирского.

Целый ряд русских святых и известных архиереев, вошедших в историю, начинали свой монашеский путь в Симоновом монастыре: митрополит Московский Иона, патриарх Иосиф, святой Кирилл Белозерский. Монастырский некрополь был полон известных имен русской литературы и искусства: Д.В. Веневитинов, С.Т. и К.С Аксаковы, А.А. Алябьев и многие другие.

Возле Симонова монастыря находился пруд, который, согласно легенде, выкопал сам преподобный Сергий Радонежский. Однако в литературу и народную память он вошёл под названием «Лизин пруд» благодаря книге Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»: главная героиня произведения покончила с собой из-за предательства возлюбленного, бросившись в этот пруд.

В 1920 году монастырь был упразднен, но здания поначалу сохранялись: в части из них был устроен музей фортификации. Однако к 1930 году и он оказался закрыт, а в ночь на 21 января 1930 года бо́льшая часть монастыря вместе с Успенским собором начала XV века была взорвана. Это самая крупная потеря культурного наследия Москвы в 1930‑х годах. Тогда же полностью уничтожен монастырский некрополь, лишь некоторые могилы были перенесены на Новодевичье кладбище. На месте уничтоженной части монастыря появился Дворец культуры завода «ЗИЛ», созданный по проекту братьев Весниных.

Сегодня мы можем видеть не более трети монастырского ансамбля: из шести храмов остался только один – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Также сохранилось три башни с полуразрушенными фрагментами монастырских стен, келарский корпус, трапезная, солодёжня и казначейские кельи. Эти постройки долгое время использовались в производственных целях, здесь делались рыболовные крючки и снасти, поэтому все они находятся в очень плохом состоянии. Искаженное перестройками здание Тихвинской церкви с трапезной передано верующим в 1995 году, с этого момента ведется реставрация. Община здесь особенная – для глухонемых и слабослышащих.

Крутицкое подворье

…По долинам и по взгорьям,

Через стихший Новоспасский,

До Крутицкого подворья

Мы спешим на встречу сказке…

С.Лопатников

На левом берегу реки Москвы, в Таганском районе, на пересечении Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка, во двориках расположен небольшой по своей территории, но великий по своей красоте и истории комплекс памятников архитектуры – Крутицкое подворье.

«Крутицы»- именно так в древности назывались все возвышенности, лежащие на левом берегу Москвы реки, начиная от реки Яузы вплоть до урочища Симоново. И на одной из таких возвышенностей в XIII столетии, а точнее в 1272 году, и были возведен и освящен храм святых апостолов Петра и Павла и при нем монастырь, известный как Крутицкое подворье Сарайской и Подонской епархии. Это было тяжелое столетие, когда Русское государство попало под монголо-татарскую зависимость и множество русских православных людей тогда вынужденно находилось в Золотой Орде. С этого времени Крутицкое подворье стало местом, откуда русские люди отправлялись в Орду по различным делам. Здесь они молились и испрашивали Божие благословение на благополучное возвращение с чужбины. Епископы же, помимо окормления русских пленных и обращения татар по дозволению хана в православие, выполняли серьезную дипломатическую миссию, были связующим звеном между Русью и Ордой.

О Крутицком теремке москвовед П. В. Сытин восхищённо писал:

«Крутицкий теремок является замечательным памятником русского народного искусства. В его декоративном убранстве ажурная каменная резьба изумительно сочетается с красочной облицовкой изразцами. Поражаешься мастерству народных художников! Со времени постройки теремка минуло свыше двух с половиной веков, а его изразцовый убор также ярок и живописен, словно только вчера вышел из рук мастера».

В восточной части подворья был устроен сад с фонтанами — один из первых декоративных садов Москвы. К саду примыкал небольшой огород. Митрополит Павел основал здесь учёное братское просветительское общество и богословскую школу.

В 1789 году здания Крутицкого подворья (за исключением Успенского собора, ставшего приходской церковью) были переданы военному ведомству, и Крутицкое подворье превратилось в Крутицкие казармы.

Крупнейшее политическое событие XX века так сильно повлиявшее на ход дальнейшей мировой истории не обошло стороной и Крутицы. В 1920-е гг. храмы Крутицкого подворья были закрыты. Церковная утварь разграблена, изображения на стенах замазаны, надгробия митрополитов в храме Воскресения частично разбиты. Успенский собор был передан под общежитие Московскому военному округу. Немногим позже Воскресенский храм был перестроен под жилой корпус, а на месте древнего кладбища построено футбольное поле.

После Великой Отечественной войны в годы советской власти, а именно в 1947 году, решением государственного Комитета по делам архитектуры начался долгий, с тридцатилетним стажем, период восстановления Крутицкого подворья. Составление проекта реконструкции было поручено П.Д. Барановскому.

Современная жизнь Крутицкого подворья тесно связана с деятельностью Русской Православной Церкви по распространению церковной миссии в молодёжной среде и вовлечению молодёжи в церковное служение.

Здесь создано издательство Крутицкого подворья, выпускающее несколько молодёжных православных журналов и материалы по истории церкви. Действует на подворье Клуб православного паломника и паломническая служба, организующая ознакомительные и паломнические поездки по святым местам центральной России (вплоть до Урала) и зарубежья.

В 1996 году на территории Крутицкого подворья был создан реабилитационный центр для молодежи с проблемой наркозависимомости.

Храм Пресвятой Богородицы в Барашах

Старинная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах расположена на углу Барашевского и Подсосенского переулков.

Известно, что храм на этом месте существовал уже в XV веке – церковь Ильи «под сосенками», которая относилась к царской Ильинской слободе. В XVI в. здесь поселились бараши, т.е. шатерники – царские слуги, которые во время царских выездов и походов везли шатры и занимались их установкой. Слобода с того времени стала называться Барашевской. В слободе было 2 церкви – Воскресенская и Введенская. Обе сохранились до нашего времени.

Церковь Введения была построена в камне в 1640-х годах, освящена в 1647 году, чуть позже были устроены два придела – Ильи Пророка и Лонгина Сотника, считавшегося покровителем московского царского рода. В день Лонгина Сотника (16 октября) цари присутствовали на обедне во Введенском храме. Известно, что рядом с церковью в XVII веке находились особые государевы хоромы.

В 1680-х годах храм решили расширить. Работы были начаты в 1688 и закончены к 1701 году, когда церковь была освящена. Часть стен прежней церкви включена в новое здание. Введенская церковь представляет собой прекрасный образец «нарышкинского» или московского барокко. Она отличается богатой и изысканной отделкой: в декоре использованы резные белокаменные наличники, полуколонки, профилированные карнизы и кокошники. Известно, что первоначально четверик главного храма был покрыт цветной поливной черепицей (желтой, синей и зеленой), есть предположение, что черепичными могли быть и главы. Кровля же приделов и трапезной была изначально сделана из белокаменных блоков. Лишь в конце XVIII в. церковь покрыли железом.

В 1932 г. храм закрыли, наиболее ценные его иконы передали в Третьяковскую галерею. Подлинный иконостас 1701 года, как и остальное внутреннее убранство, был уничтожен. Сам храм первоначально собирались снести, но, к счастью, эти планы не осуществились. Церковь обезглавили, и в ней устроили сначала общежитие для рабочих, а позже – завод электроизделий. Храм был со всех сторон окружен заводскими пристройками, которые сильно исказили его облик.

В 1970-х годах завод был отсюда выведен, и началась научная реставрация. Благодаря работе исследователей и реставраторов храм был восстановлен в своем первоначальном виде (за исключением черепичного покрытия). В 1993 г. церковь вернули верующим.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...