Автор: Виктория Лисунова
Изображение сгенерировано Kandinsky
Развитие искусственного интеллекта (ИИ) зашло настолько далеко, что с его помощью можно за считаные минуты с легкостью решить абсолютно любое домашнее задание — будь то написание эссе, решение задачи или анализ литературного произведения, чем и пользуются многие школьники. В связи с этим встает очень важная задача, связанная с адаптацией системы домашних заданий к новым реалиям. Ведь она должна не только оставаться эффективной, но и способствовать развитию навыков, нужных в современном мире.
Домашние задания в первую очередь рассматриваются как инструмент закрепления знаний, развития самостоятельности и ответственности у учеников. Однако сегодня не только учителя и родители, но и власти выступают за необходимость пересмотра традиционного подхода к выполнению заданий, которые даются школьникам на дом. Они также указывают на то, что массовое использование ИИ снижает необходимость в повторной проработке материала, а также порождает ряд негативных аспектов.
«Что касается домашних заданий, звучат предложения об изменении подходов. С одной стороны — в части исключения формализма при его выполнении (использование ИИ и различных программ, поиск готовых ответов в интернете). С другой — необходимости сохранения домашнего задания для закрепления материала, а также развития навыков творческого подхода, критического мышления, самостоятельности и анализа. Основываясь на высказанных мнениях, планируем выработать предложения по изменению ситуации», — считает председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Что происходит при постоянном использовании ИИ?
- Потеря самостоятельности. У школьников пропадает мотивация самостоятельно искать решения, разбирать сложные вопросы, поскольку ИИ делает это за них.
- Понижение уровня навыков. При постоянном использовании ИИ возникают сложности с критическим мышлением, аналитическими способностями и творческим подходом.
- Недостоверность результатов. Иногда ответы, сгенерированные ИИ, могут содержать неточности, что мешает формированию правильных знаний.
- Этические вопросы. Использование ИИ для выполнения домашней работы вызывает вопросы о честности, ответственности и справедливости.
Как можно модернизировать подход к выполнению домашних заданий, задействуя ИИ?
Искусственный интеллект (ИИ) — это настоящий прорыв современности. Его использование не нужно запрещать, а следует лучше переосмыслить форматы заданий, сделать их более интерактивными, ориентированными на развитие компетенций XXI века. Основные направления реформирования могут включать в себя:
- Переход к проектной деятельности и исследовательским заданиям. Вместо стандартных упражнений ученики получают задания, требующие проведения собственных исследований и экспериментов, разработки проектов или создания презентаций. Такой формат стимулирует творческое и критическое мышление, делает использование ИИ не основным ресурсом, а вспомогательным.
- Интеграция технологий в учебный процесс. Вместо запрета на ИИ, идет обучение навыкам его этичного и эффективного применения.
- Обучение критическому мышлению. Предусматриваются задания на анализ информации, оценку источников, выработку собственной позиции, что помогает бороться с простым копипастом и повышает качество самостоятельной работы.
Реализация
В первую очередь, безусловно, потребуется создание отдельных программ обучения для учителей. Они будут направлены на развитие компетенций по внедрению проектных методов и использованию ИИ. Также понадобится создание методических рекомендаций, к которым бы могли обращаться педагоги во время проведения, подготовки к занятиями и проверки домашних заданий. Оценить эффективность данной инициативы позволит проведение пилотных проектов в нескольких регионах.
Негативные стороны
Переход к новым подходам выполнения домашних заданий предполагает не только внедрение современных технологий и методик, но и, как мы уже сказали, серьезную подготовку педагогов. Многие учителя могут быть просто не готовы к столь кардинальным переменам, элементарно не располагать временем к прохождению переобучения. Наряду с этим, развитие новых образовательных платформ и методик требует значительных ресурсов, поэтому, например, в регионах с ограниченными финансовыми возможностями реализация таких реформ станет особенно сложной. Кроме того, внедрение новых методов обучения сопровождается также риском снижения стандартов качества и дисциплины, ведь увеличение числа проектных и креативных заданий может привести к меньшей концентрации учеников.



