Автор: Миллер Александра
"Какая бедность, если все дворы заставлены машинами, даже еще нередко дорогими иномарками?" Именно такое выражение можно услышать среди россиян. И хотя каждый третий гражданин страны за рулем, тогда как автомобили сегодня стоят отнюдь не дешево, а вот разговоры о погрязшем в нищете населении не смолкают. Однако все ли так однозначно? Попробуем разобраться в этом.
Много или мало?
Начнем с автомобилизации – обеспеченности населения машинами. Она рассчитывается как среднее количество частных легковых авто на 1000 человек. По последним данным, Россия расположилась на 58 месте в мире. Уровень автомобилизации составил 397 транспортных единиц на 1000 граждан. Чтобы сравнить и понять, много это или мало, скажем: Индия на 146 месте (59 авто на 1000 человек), Китай – на 92 месте (221 авто на 1000 человек).
Впрочем, рост у автомобилизации не бесконечен, ведь иметь в гараже по две машины на каждого члена семьи попросту непрактично. Таким образом, можно уверенно сказать: порядка 800 автомобилей на 1000 жителей – естественная граница для стран с самым автомобилизированным образом жизни. В качестве примера приведем США, где еще в 2018 уровень составил 838 авто на 1000 человек.
Кредиты и «подержанные старички»
На самом деле немало машин, которые так часто можно увидеть на городских дорогах и во дворах, берутся в кредит. В июле 2023-го банки выдали россиянам автокредитов на сумму 165 млрд рублей – это абсолютный рекорд за всю историю наблюдений! Конечно, к таким цифрам привел не только аппетит граждан, но ряд факторов: рост ключевой ставки, ослабление нацвалюты и др. Но важно уточнить: рекорд побит не только в денежном, но и в количественном выражении.
И несмотря на все это, жители страны продолжают приобретать машины, даже если у них нет столько денег. Во-первых, автомобиль – атрибут роскоши. Во-вторых, это необходимость в РФ, учитывая не во всех регионах развитую транспортную инфраструктуру и огромные расстояния между условными пунктами отправления и прибытия.
В-третьих, в Россию увеличилось количество предложений иностранных авто. В-четвертых, цены продолжают непрерывно расти. Логика такова: лучше купить сейчас, поскольку завтра это будет стоить на 20-30% дороже. Тут появляется и пятая причина – удорожание кредитов. «Подливает масла» и тот факт, что стоимость поездки на такси только растет, делая услугу менее доступной. Человек задумывается, над тем, сколько приходится тратить на такой способ передвижения, и понимает: лучше купить свое авто. Так, автокредитование оказалось локомотивом кредитного рынка.
Согласно оценке специалистов, на 1 января текущего года средний возраст «легковушек» составил 14,7 года. При этом учитывались такси, каршеринг, корпоративные парки, работающие с новой техникой. Иначе говоря, средний возраст личного «автопоголовья» в действительно куда больше. По сути, авто в стране становится только больше, ведь их особо никто не сдает на утилизацию.
Богатая страна с бедными людьми?
Теперь рассмотрим вопрос бедности в стране. Статистические цифры ясно говорят о том, что население РФ богатым не назовешь. В 2022-м насчитывалось 17,8 млн человек бедных (тех, чьи доходы ниже официального прожиточного минимума). Причем в далеком 2010-м количество бедных было абсолютно таким же. Минуло больше десятилетия, а улучшения не случилось?
В первом квартале 2023 число бедных россиян достигло 19,6 млн. Однако СМИ сообщали об этой новости, употребляя слово «снижение», потому что годом ранее их было еще больше. Разумеется, если сравнивать с 1999, когда бедных насчитывалось 41,6 млн человек, то можно утверждать: население выходит из бедности. На деле же сегодня эта проблема остается по-прежнему актуальной. Беря в расчет геополитическую обстановку, санкции, растущую инфляцию (и уже не сбывающиеся прогнозы ЦБ), людям жить в стране становится все труднее. И лукавая статистика это скрывает все хуже.
Получается, что ни количество машин, ни их марка никак не связаны с уровнем бедности в России. Стереотип, с которого началась данная статья, лишь в очередной раз напоминает историю о Потемкинских деревнях.