Объективные новости через призму совести

Ограничения торговых наценок: как эта мера позволит стабилизировать цены?

19 января 2023
Ограничения торговых наценок: как эта мера позволит стабилизировать цены?

Автор: Виктория Лисунова

Последнее время россияне отмечают рост цен на товары в магазинах. Порой это связано не только с инфляцией, повышением себестоимости самой продукции и со сложностями ее доставки, но и с желанием ретейлеров заработать, повышая торговые наценки на конкретные позиции. Это, безусловно, ударяет по кошельку обычных граждан. В таком случае стабилизировать цены на социально значимые продукты питания может помочь мера ограничения наценки на перечень конкретных продовольствий.

Рост цен в стране с каждым годом ускоряется, однако в 2023 году россияне могут рассчитывать на снижение стоимости социально-значимых товаров. Под термином «социально-значимый товар» подразумевают продукты первой необходимости и повседневного спроса, иными словами – продовольствия, отсутствие которых может заметно ухудшить качество жизни среднестатистического жителя страны. Именно по этой причине цены на социально-значимые товары достаточно часто контролируются государством – посредством таких мер стабилизируется уровень и рост цен.

В конце декабря Госдума рекомендовала правительству России рассмотреть вопрос об ограничении торговых наценок на продукты первой необходимости на уровне 10–15%. Депутаты приняли постановление по итогам правительственного часа с министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым. Стоит подчеркнуть, что сейчас регионы имеют право принудительно снижать цены на важнейшие продукты питания, если в предыдущие два месяца их стоимость в магазинах выросла на 10% или выше.

«Рассмотреть вопрос введения государственного регулирования торговых наценок на продовольственные товары первой необходимости на уровне 10–15%», — сказано в постановлении.

К перечню продовольственных товаров первой необходимости относят двадцать четыре продукта, в числе которых несколько видов мяса (говядина, свинина и баранина — кроме бескостного мяса, а также куры), мороженая неразделанная рыба, сливочное и подсолнечное масло, питьевое молоко и яйца, хлеб и мука, крупы (пшено, шлифованный рис, гречка), овощи (картофель, свежая белокочанная капуста, лук репчатый и морковь), а также яблоки. Именно в отношении всех них могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Этот список был утвержден правительством в 2010 году, и с тех пор в него не вносили никаких изменений. Однако согласно исследованию центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС – перечень социально значимых продуктов требует пересмотра. Если быть точнее, то авторы считают, что из списка следует убрать говядину, а также яблоки.

Стоит понимать, что в ценнике товаров, которые мы привыкли покупать в магазинах, также отражаются еще и затраты на их производство и рекламу, а также стоимость логистики и прочих факторов – все эти цифры можно проверить, но тем не менее некоторые компании прибегают к их незаконному увеличению. К себестоимости товаров прибавляется торговая наценка, которая позволяет получить прибыль – доход магазина напрямую зависит от этой надбавки, а все магазины преследуют цель заработать как можно больше денег, что иногда является проблемой и отражается на отношении к покупателям. По этой причине в частности важным условием удерживать стоимость на социально-значимые товары в разумных рамках – контролировать процесс соблюдения установки на них допустимых торговых наценок.

«Органы власти, в том числе антимонопольные, имеют серьезные возможности по проверке адекватности роста цен: информация органов статистики, таможни, налоговиков, запросы в отраслевые ассоциации, опрос участников рынка и смежных отраслей (например, перевозчиков). Соответственно, проверить соразмерность роста цены росту издержек того или иного предприятия государство вполне может. Хотя это порой и сложно просто исходя из количества проверяемых компаний, поступающих жалоб и ограниченности человеческих ресурсов любого органа власти», – отмечает Олег Москвитин, и. о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнер КА «Муранов, Черняков и партнеры».

Читать все материалы