Автор: Виктория Лисунова
В прошлом году введение санкций по отношению к России затронуло многие сферы деятельности, в том числе и сферу кино. Вследствие этих событий пострадали кинопрокатчики, а также кинотеатры — их количество по стране значительно сократилось. До недавнего времени, несмотря на отсутствие в России правовых оснований для демонстрации, зарубежные новинки все же удавалось посмотреть, сейчас же кинотеатры столкнулись с трудностями в выпуске некоторых из них на свои экраны.
После 24 февраля 2022-го с Россией отказалась работать пятерка таких крупнейших голливудских студий, как Universal Pictures, Warner Bros., Walt Disney Pictures, Sony Pictures и Paramount Pictures — вместе с этим прекратился и официальный прокат фильмов в нашей стране. Пришлось искать выход из сложившейся ситуации, ведь оставлять зрителей без долгожданных премьер, которые они так давно ждали — неприемлемо. Так и появилось бесплатное предсеансовое обслуживание, в рамках которого и показывался голивудский фильм. Теневой показ удавалось проводить благодаря покупке копий блокбастеров у дружественных стран.
«Торговля DCP (цифровыми копиями фильмов) началась в России в мае 2022 года. Потенциальных покупателей продавцы искали в Telegram. В комментариях под постами профильных индустриальных каналов и в закрытых чатах, которые читают директора кинотеатров, пираты многократно размещали объявления о продаже копий «Бэтмена», «Доктора Стрэнджа» и, например, «Миньонов». Также они усердно обзванивали кинотеатры. Вскоре появился закрытый чат, который остается одним из главных каналов связи между поставщиками контента и их клиентами», — отмечается в материале Кинопоиска.
Однако голливудские кинокомпании-мейджоры вычислили схему поставок в страну пиратских копий для больших экранов. Как оказалось, основным поставщиком зарубежных новинок для российских кинотеатров стал Казахстан. Второй же версией называют возможную утечку внутри самой индустрии кино — из киностудий. В связи с этим российским кинотеатрам теперь останется только ждать выхода нашумевших кинокартин «Оппенгеймер» и «Барби» в онлайн-кинотеатрах, чтобы на больших экранах можно было показать зрителям онлайн-версии этих фильмов.
«Их удалось вычислить по вотермаркам (цифровым меткам), которые прокатчик ставит при передаче копий фильмов киносетям или кинотеатрам. Также некоторые копии были без меток, что говорит о том, что утечка могла произойти в офисе мейджора в СНГ или структурах, связанных с ним или задействованных в работе над локализацией фильма», — заявил один из источников «Ведомостей».
Онлайн-версии по сравнению с оригиналом имеют колоссальную разницу. В первую очередь страдает качество — разрешение у версий для онлайн-кинотеатров гораздо ниже тех, которые требуется для показа кинолент на большом экране. Даже пиратские копии, которые в последний год зрителям показывали в кинотеатрах, отличались достаточно высоким качеством, ведь этот видеоматериал получался в результате съемки камерой высокого разрешения с матрицы проектора. Помимо этого был изобретен способ копирования оригинальных DCP и перепрограммирования их для последующей продажи в Россию, из-за чего качество не отличалось от оригинальной версии фильма, об этом рассказывал один из источников Кинопоиска. Во вторую очередь после качества пострадает и звук. Голливудские картины продолжают переводить и озвучивать на русский язык, но нынешний дубляж зачастую непривычен для зрителей. Согласитесь, что просмотр такого фильма в кинотеатре принесет зрителю мало удовольствия.
«Надо понимать, что это не такое качество, которое мы могли смотреть даже последние примерно год, а мы могли только смотреть пиратские, но это по техническим и визуальным параметрам не уступало официальной копии. То, что будет в ноябре, если вообще будет, это DCP, сделанное из интернет-релиза, тут можно сказать, что это формат с потерями. <…> Поэтому изображение, конечно, будет похуже, и это будет видно даже многим непродвинутым зрителям, полноценный аймакс этого фильма мы вообще не увидим», — объяснил кинопродюсер Владислав Пастернак.