Автор: Виктория Лисунова
В последние годы такси в России стало одним из наиболее популярных способов передвижения, особенно в крупных городах. Многие жители мегаполисов уже не представляют своей жизни без него, ведь порой, чтобы добраться куда-то, машина просто необходима. Тем не менее, несмотря на удобство и доступность этого вида транспорта, сейчас стоит очень остро вопрос безопасности.
Раньше поездка на такси для многих была ни чем иным, как предметом роскоши. Это связано с тем, что позволить себе такую услугу могли далеко не все граждане. Однако сегодня люди уже совершают по несколько поездок в день. При этом, если в 2019 году 79% опрошенных, согласно исследованию ВЦИОМ, считали такси безопасным видом транспорта, то уже в 2023 году их число сократилось до 12%. Это может быть обусловлено введением новых требований к водителям, из-за которых они выбирают для себя работать в «серой зоне». Какую же теперь опасность могут представлять обычные поездки на такси для пассажиров?
Непрофессиональные водители
Одной из основных проблем является отсутствие строгого контроля за профессиональными навыками водителей такси. Несмотря на то, что многие сервисы предлагают возможность выбрать маршрут или оценить водителя, далеко не все водители имеют достаточный опыт или навыки вождения. Это может привести к аварийным ситуациям на дороге. Многие пассажиры сталкиваются с грубостью, отвлечением водителя во время поездки и даже с агрессивным поведением.
Безопасность данных
В современных такси часто используется приложение, в котором пассажиры оставляют свои персональные данные — номер телефона, адреса и оплачивают поездки с помощью банковских карт. Недобросовестные организации могут использовать эту информацию для мошенничества. Кроме того, существует риск передачи данных третьим лицам, что может привести к неприятным последствиям. Так, например, результаты масштабного исследования мобильных приложений таксопарков (проверка коснулась 30 сервисов), которое провел центр цифровой экспертизы Роскачества, показали, что почти 77% из них имеют серьезные проблемы с защитой данных пользователей.
Уровень преступности
В разных регионах России уровень преступности различен, и в некоторых случаях поездки на такси могут стать риском для безопасности. Известны случаи, когда таксисты становились участниками преступлений, похищая личные вещи пассажиров или даже угрожая физической расправой.
«Заказывая такси через социальные сети и мессенджеры, пассажир не получает информации о перевозчике, не знает, есть ли у него разрешение на работу и даже водительские права. Всё это привело к хаосу в отрасли и напрямую сказывается на безопасности пассажиров, особенно женщин и детей, которые не могут физически постоять за себя», — отметил председатель АНО «Цифровой мир» Валерий Корнеев.
Проблема с несанкционированными перевозками
Рынок такси в России наполнен как легальными, так и нелегальными перевозчиками. Такси, не имеющие лицензии или не прошедшие должной проверки, могут быть источником повышенной опасности для пассажиров. Они не соблюдают установленные требования, поэтому могут создавать угрозу как для себя, так и для других участников дорожного движения. Согласно подсчету Союза пользователей платформ «Цифровой мир», требования нового закона о такси не может выполнить более 70% водителей. В связи с этим кто-то прекращает работать в этой сфере, но большинство все же переходят в серую зону. По подсчетам аналитического агентства «Прессиндекс», сегодня в Телеграме зарегистрировано 234 группы и 29 чат-ботов для вызова такси, а во «ВКонтакте» – 3,8 тыс. групп для вызова такси и совместных поездок.
Несмотря на то, что такси остается удобным способом передвижения, важно помнить о возможных рисках. Пассажиры должны быть внимательны и осторожны, им следует стараться использовать проверенные и надежные сервисы, а также следить за собственными вещами и личной безопасностью на протяжении всей поездки. К тому же, государственные органы и сам бизнес должны предпринимать шаги для повышения уровня безопасности при использовании такси, чтобы минимизировать риски и обеспечить комфорт прохождения поездок. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что, выбирая нелегальные агрегаторы, в зоне риска находятся не только пассажиры, но и сами водители.