Автор: Миллер Александра
Наше издание «ГОЛОС СОВЕСТИ» достаточно часто пишет об автомобильном рынке и рынке недвижимости, ведь для многих россиян одними из главных приобретений являются собственная машина и жилплощадь. Сегодня в России сложилась непростая ситуация, однако не только для граждан, но и для тех, кто однажды решил покинуть ее.
Китайские автобренды за весьма короткий срок буквально-таки заполонили российский рынок. Перечислять наименования брендов можно крайне долго, тем не менее факт остается фактом: новые игроки ведут себя активно. Традиционные производители ушли с рынка, освободив нишу для всех желающих, а, как говорится, «свято место пусто не бывает». Сейчас даже отечественному автопрому тяжело конкурировать с китайцами.
Вероятно, многие граждане РФ и не думали, что в ближайшей перспективе кто-то из европейцев захочет вернуться на рынок, который покинули, чуть ли не хлопнув дверью после начала СВО. Недавно Ульф Шнайдер, будучи главой консалтинговой компании Schneider Group, призвал немцев вернуться на авторынок России. Разумеется, это было простое обращение для налаживания утерянных контактов и возвращения к сотрудничеству вопреки сложной политической обстановке в мире. Однако сама Schneider Group не имеет никакого прямого отношения к автобизнесу.
О том, что Volkswagen задумался над своим возращением, россияне решили из-за вакансий на сайте. Искали менеджера по связям с общественностью и PR-менеджера, которые, предположительно, могли заняться подготовкой к камбеку в Россию. Впрочем, позже стало известно, что все эти вакансии – поиск работников на бывший завод концерна, где планируют собирать китайские Chery Tiggo.
Что же говорят эксперты? Если они и не отрицают возможное возвращение немцев, то, во всяком случае, не советуют ждать этого в недалеком будущем. По крайне мере, официальных сообщений от представителей точно не было.
Все зависит от политической повестки и санкций против РФ. А их не планируют пока снимать. Напротив, санкционное давление непрерывно увеличивается. Как бы то ни было, вопрос вот в чем: захотят и смогут ли заинтересованные компании пролоббировать интересы, чтобы вернуться? В Европе дела идут не очень гладко, конкурировать там с китайцами становится трудно. Бренды теряют деньги, и немаленькие, лишаясь прибыльного рынка сбыта. Тех, кто ушел из РФ, накрыла волна рецессии. Речь идет о Volkswagen, Audi, Bentley, Nissan, Toyota, BMW, Peugeot, Citroen и прочих. Продажи у них сократились, следовательно, и прибыль тоже. Компании вынуждены увольнять сотрудников и закрывать заводы. Но при этом они не спешат ни конфликтовать, ни что-либо обсуждать с законодателями. Поэтому в 2025-м или 2026-м возращения не произойдет.
Ко всему прочему, китайские партнеры не отдадут рынок европейцам без боя. Они начнут демпинговать и снижать цены, а на это немцы вряд ли пойдут. Да и где гарантии, что к тому времени европейские производители не будут уступать адаптирующимся и реагирующим на внешние вызовы китайцам? А ведь российский рынок, хотя и не считался самым крупным для немцев, тем не менее был важным и экономически выгодным.
И все-таки: экономически целесообразно ли возвращение? Автопрому Европы нужны автокомпоненты из Поднебесной, с которой параллельно борется. И цены продолжают расти. Сегодня в России полно китайских современных и комфортных машин по более-менее привлекательной цене. На их фоне немецкие аналоги окажутся неприлично дорогими, а спрос ниже, чем до всех санкций. Так стоит ли, тратя огромные деньги, возвращаться в РФ на рынок, который до этого фактически подарили китайцам?
Ко всему прочему, не надо забывать, что европейский автопром отключил россиян от сервисного обслуживания и отказал в нормальной поддержке машин. Поступок смело можно назвать некрасивым, особенно если учесть, что по условиям договора с покупателями от своих обязанностей продавцы не должны были отказываться, несмотря на все трудности. По словам гендиректора нацпремии «Автомобиль года в России» Владимира Безукладникова, возвращение на российский рынок не допустит американский бизнес. Согласно их глобальному плану, немецкое автомобилестроение хотят перетащить в Соединенные Штаты.