Объективные новости через призму совести

Почему в стране наблюдается дефицит молодых преподавателей?

3 апреля
Почему в стране наблюдается дефицит молодых преподавателей?

Автор: Виктория Лисунова
Изображение сгенерировано Kandinsky

Российская система образования в последние годы сталкивается с серьезной проблемой, решить которую пока никак не получается. Речь идет об остром дефиците молодых преподавателей. Дело в том, что сегодня взрослое поколение педагогов уже постепенно уходит на заслуженную пенсию, но при этом новое поколение ему на смену еще не пришло.

Профессию учителя можно назвать одной из самых ответственных и важных для всего общества, однако престижной в глазах молодежи ее никак не назовешь. Нынешние выпускники ориентированы на успех, карьерный рост и финансовую независимость, а работа учителя в понимании большинства зачастую связана с высоким уровнем стресса, большими нагрузками и эмоциональными затратами. Какие же еще факторы влияют на то, что молодежь не связывает свою жизнь с преподавательской деятельностью?

«Ещё одна проблема: количество молодых педагогов составляет всего около 10% от общего числа преподавателей. В то же время доля учителей старше 65 лет выше. Спасибо им и низкий поклон за то, что они продолжают работать. Их просто некем будет заменить в случае, если они решат уйти», — заявил в своем телеграм-канале председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Условия труда и зарплата

Одна из основных причин, по которой молодые люди не стремятся идти в сферу образования – это невысокая зарплата. По сравнению с другими профессиями, работа преподавателя не так хорошо оплачивается. Молодые специалисты, окончившие университеты, сталкиваются с выбором: остаться в сфере образования, где уровень дохода может не соответствовать их амбициям и ожиданиям, или же выбрать более прибыльные и перспективные направления. Однако есть и те, кто продолжает и дальше заниматься преподавательской деятельностью, но при этом связывают свою карьеру либо с онлайн-школами, либо с репетиторством, где уровень дохода, как правило, четко зависит от количества проведенных уроков.

Общественное признание профессии

Преподаватели в России часто сталкиваются с недостатком общественного признания и уважения как со стороны учеников и их родителей, так и со стороны государства. В первом случае это можно связать с изменениями в общественных ценностях, во втором же случае недостаток государственной поддержки и внимания к проблемам образования проявляется в недостаточном финансировании, отсутствии программ повышения квалификации и поддержки учителей.

Профессиональная нагрузка

Работа преподавателя характеризуется высокой нагрузкой. Молодые специалисты часто сталкиваются с необходимостью заниматься не только учебной работой, но и административной, что может вызывать стресс и недовольство. Это также включает в себя подготовку к урокам, проверку домашних заданий, участие в мероприятиях и других аспектах, которые не всегда учитываются в официальном рабочем времени. Постоянный дефицит кадров также увеличивает нагрузку на оставшихся преподавателей, что может приводить к более высокому уровню выгорания.

Сложности карьерного роста

В системе образования часто отсутствуют четкие и прозрачные перспективы карьерного роста. Молодым преподавателям может показаться, что их шансы на продвижение ограничены и зависят от множества факторов, не всегда связанных с их профессиональными качествами. Отсутствие возможности профессионального развития и повышения квалификации также может снижать интерес молодежи к этой области.

Привлекательность других сфер деятельности

С учетом быстрого развития и востребованности таких направлений, как IT, экономика, маркетинг и других, молодежь выбирает профессии, которые предлагают не только более высокие доходы, но и возможность более гибкого графика работы и лучшие условия труда. Такие специалисты могут работать удаленно, что становится все более важным в современных условиях. Это приводит к тому, что молодые люди всё чаще выбирают строить карьеру в других сферах, оставляя профессию преподавателя на втором плане.

Для решения сложившейся проблемы государству необходимо предпринять меры, чтобы сделать профессию учителя более привлекательной — повысить зарплаты, улучшить рабочие условия, внедрить программы профессионального развития и изменить общественное восприятие профессии. Только в этом случае можно надеяться на приток новых кадров в систему образования.

Читать все материалы