Объективные новости через призму совести

Пробивая потолок: почему цены на бензин продолжают расти?

12 октября 2023
Пробивая потолок: почему цены на бензин продолжают расти?

Автор: Миллер Александра

Вот уже не первую неделю всё не смолкают обсуждения о продолжающемся росте цен на топливо. Данной теме уделил особое внимание даже президент РФ Владимир Путин, призвав правительство «плотнее работать» с компаниями для стабилизации цен. И хотя меры приняты, цифры на прайс-щитах АЗС не прекращают поражать воображение автомобилистов.

С чего все начиналось?

Традиционно начнем со статистики. Не будем забывать, что у инфляции и цен есть особенность – расти, а у России – зарабатывать миллиарды на продаже нефти. Уточним: по итогам этого сентября за счет налогов с добычи и экспорта казна пополнилась на рекордные 973,9 млрд рублей.

Итак, в далеком 2000-м году АИ-92 стоил 7,5 руб., АИ-95 – 8,5 руб., в 2005 цены выросли до 16,8 руб. и 17,46 руб. соответственно, в 2010 – до 23,5 руб. и 25,4, в 2017 – до 36,5 руб. и 40,1 руб., в 2021 – до 44 руб. и 48,5 руб. Если говорить про дизель, то в 2008-м за дизтопливо приходилось отдавать 24,5 руб., в 2015 – 34,9 руб., а в 2021 – уже 49,4 руб.

Таким образом, рост с 2000 по 2005 достиг 20%, с 2005 по 2010 – 70%, к 2015 – снова 70%, с 2015 по 2017 – 20%. Статистика наглядно показывает, что стоимость непрерывно увеличивается, сказываясь весьма негативно на благосостоянии россиян.

Почему цены поползли вверх и что сделало государство?

На топливо этой осенью повлиял ряд факторов. Во-первых, с 1 сентября уменьшили топливный демпфер (механизм, смягчающий колебания цен на товар на внутреннем рынке) сразу наполовину. Подобного рода налоговая мера возмещает нефтяникам выпадающие доходы, когда они осуществляют отправку топлива на внутренний рынок взамен экспортных поставок, которые им гораздо выгоднее. Также сыграли свою роль падение курса рубля и усиление поставок на экспорт. Это привело к дефициту и росту цен непосредственно в стране.

Добавим, что еще в 2018-м одной из объективных причин роста цен на бензин представитель ФАС назвал именно монополизм на рынке. Впрочем, оно и неудивительно, ведь, к примеру, в 2016 году само антимонопольное ведомство разрешило ООО «Башнефть-Рознице» купить 3 АЗС, увеличив количество до 40 в Свердловской области. Разве такие решения не ведут к той самой монополизации? Ответ очевиден.

Когда в сентябре был замечен дефицит бензина и дизтоплива на крупных заправках, более мелкие решили подзаработать на этом и сильно завысили цены. Влияет и тот факт, что долю выручки владельцы АЗС отдают государству. В розничной стоимости топлива доля налогов и сборов достигает 60-70%, к тому же, ставка НДС поднялась с 18% до 20%.

Недовольство граждан по всей стране заметили власти. С 21 сентября Россия решила ввести временный запрет на экспорт нефтепродуктов. Тогда потихоньку падающие оптовые цены на бирже СПбМТСб пошли по нисходящей с большими темпами. Затем, 6 октября, правительство повысило долю продажи бензина на биржевых торгах с 13% до 15%, а дизеля – с 9,5% до 12,5%. Продажа топлива на бирже даст независимым АЗС возможность покупать его по рыночным ценам, следовательно, снизятся риски монопольного ценообразования, повысится гарантированный объем предложений и увеличится доля сделок, которые заключаются на конкурентных условиях. Сегодня средняя стоимость за литр АИ-92 составляет порядка 51 руб., за литр АИ-95 – 56 руб., за дизель – 64 руб. Разумеется, есть регионы, где тот же дизель стоит всего лишь 60 руб. за литр, а местами – от 70 руб.

Мрачные прогнозы

Эксперты считают, что в 2023-м году цены больше расти не будут, поскольку сезонный спрос на топливо миновал. И все же временное эмбарго на экспорт повлияет на ситуацию в моменте, а не в целом. В связи с запретом упадет переработка нефтепродуктов, что впоследствии станет причиной уменьшения объемов выработки бензина, а, значит, снова вырастет его стоимость. Такие меры, как введение заградительных пошлин, запуск системы лицензирования для нефтяников или внедрение новейшего механизма субсидирования крупных игроков, могли бы привести к стабилизации.

Однако уже в следующем году водителей ждет очередное повышение от АЗС. Все делом в том, что с 1 января 2024 произойдет повышение акцизов, и оно окажется куда существеннее прошлогоднего. Напомним, что Путин еще летом подписал закон, который определяет ставки акцизов на 2024-2026 гг. Таким образом, в новом году акцизы на львиную долю подакцизных товаров проиндексируют на 5% вместо 4%.

Читать все материалы