Автор: Виктория Лисунова
В России молочные продукты пользуются особой популярностью, чем в ряде некоторых других стран. Например, люди на западе все чаще выбирают для себя продукцию на альтернативном молоке – на соевой, миндальной, рисовой или овсяной основе, считая ее более полезной для здоровья. Несмотря на то, что и сметану, и йогурт, и сыр мы любим, производить умеем, но, как оказалось, от импортных компонентов все-таки зависим. Какая же судьба ждет молочную продукцию в нашей стране и стоит ли опасаться, что качественные товары могут исчезнуть с полок наших магазинов, расскажем в нашем материале.
Как оказалось, производители молочной продукции в России зависят от импортных заквасок. Молочные закваски в свою очередь требуются для производства таких кисломолочных продуктов, как йогурт, кефир, творог, а также различного рода сыров. И если не будет их, то соответственно не будет и продуктов, которые многие из нас привыкли включать в свой ежедневный рацион. С такого рода проблемой молочная промышленность в России столкнулась по одной единственной причине – из-за отсутствия в стране биофабрик по производству этих самых заквасок. Кто бы мог подумать, коровы есть, молоко есть, заводы тоже, а вот с заквасками проблема. Все это чем-то напоминает историю с импортными гвоздями.
«Сейчас 90% нашего рынка — это импортные закваски. У нас просто отсутствуют биофабрики для их производства. Есть экспериментальная биофабрика в Угличе и маленькие лаборатории, которые пытаются что-то сделать. Но они покрывают не больше 10%, а реально даже меньше от всего объема заквасок, которые требуются», – подчеркивает основатель сельскохозяйственного холдинга «АгриВолга» Сергей Бачин.
Важно сказать, что да, какие-то биофабрики, которые производят молочные закваски, в нашей стране имеются, но они уже давно очень отстали от тех технологий, которые используются на фабриках заграницей. Отсюда и вывод – мало того, что они не смогут обеспечить заводы тем количеством требуемого компонента, дефицита которого не возникало, когда его закупали из Дании, Словении, Болгарии, Италии, Франции и других стран, так еще может пострадать качество и привычный вкус сметаны, сыра и йогуртов изменится. Сократится и сам ассортимент и, возможно, найти некоторые сорта продукции будет невозможно. Кроме того, из-за перенастройки технических процессов на товары этой категории может вырасти и цена.
«Есть у нас отечественные закваски. У нас две биофабрики — угличская и барнаульская, которые могут полностью обеспечить рынок. Другой вопрос, что, конечно, иностранные импортные закваски более технологичны. Когда-то эти две биофабрики, в общем-то, работали на весь Советский Союз, на все молочные предприятия. Это в три раза больше продукции, чем на сегодняшний день, и их хватало. Но другой вопрос, что время идет, а наши фабрики плохо и медленно развиваются, немного отстали в технологиях. Импортные закваски более технологичные для выпуска йогуртов, для выпуска некоторых сыров. Проблем у нас со сметаной, как пишут и говорят, никаких нет. Для этого нам не нужны импортные закваски», – отмечает исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Людмила Маницкая.
Буквально еще несколько десятков лет назад собственный цех по производству закваски имелся при каждом молокозаводе и сыроварне. Однако недочет был в том, что на изготовление отечественной закваски, которую помещали в молочный продукт, уходило около трех дней, в то время как импортные закваски в виде порошков было достаточно высыпать в резервуар с молоком, чтобы в скором времени получить нужный продукт. В результате чего оказалось, что покупать закваску дешевле, чем содержать лабораторию. Сейчас же появилась потребность в создании и усовершенствовании собственных биофабрик.
«До введения санкций просто не было потребности производить закваску самостоятельно. Бизнес не оценивал риски того, что могут возникнуть какие-то сложности с поставками. Поэтому никто не инвестировал в производство заквасок в России. Сейчас, учитывая ситуацию, бизнес решил, что это потенциально может быть очень интересным направлением, и начал инвестировать деньги», – поясняет генеральный директор Национального союза производителей молока Артём Белов.