ЕГЭ против советской системы образования: что об этом думают в России?

6 минут

Автор: Виктория Лисунова

С целью проверки уровня своих знаний люди всегда по итогу вынуждены проходить через сдачу каких-либо экзаменов. Успешность их написания по большей части напрямую зависит от системы и качества предоставляемого образования. В обществе неоднократно возникали обсуждения касаемо того, как раньше проходил учебный процесс и каким он представляется россиянам сейчас. По итогу подобные дискуссии приводят людей к спору о том, а как же все-таки лучше? В этой статье мы постараемся взвесить все за и против советской и нынешней систем образования.

Российское образование всегда считалось одним из самых лучших во всем мире. Сейчас же одной из ведущих проблем обесценивания обучения считают Единый государственный экзамен (ЕГЭ), принцип которого, по мнению многих, заключается в заучивании и натаскивании школьников, но никак не в обеспечении их надежными знаниями. Помимо этого для успешной сдачи ЕГЭ приходится прибегать к дополнительной помощи – репетирам. Ведь на школьных уроках не всегда уделяется должное количество времени для подготовки к важным экзаменам – это можно отнести к несовершенствам нынешней системы образования.

В этом году исполнились уже 20 лет, как для оценивания знаний выпускников начали использовать Единый государственный экзамен. Автором идеи введения у нас в стране ЕГЭ был Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним их необходимых условий этого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников.

Первоначально введение Единого государственного экзамена должно было уничтожить коррупцию, тем самым обеспечив эффективную и добросовестную проверку знаний учащихся. Тестовую форму заданий выбрали не просто так, а по причине того, что с такой проверкой могла справиться беспристрастная машина, а не снисходительный педагог. С 2009 года ЕГЭ сделали обязательным, до этого времени он носил экспериментальный характер.

За время своего существования Единый государственный экзамен претерпел немало изменений. С уверенностью можно сказать, что с каждым годом процесс сдачи единого экзамена становится все жестче. К примеру, начали разрабатывать варианты заданий для каждого часового пояса, а сдача экзаменов стала проходить под пристальным наблюдением видеокамер со всех сторон. С целью избежать утечки данных, усилились и меры передачи контрольно-измерительных материалов – теперь они печатаются прямо на самом экзамене. Несмотря на то, что организаторы экзамена обещают обеспечить благоприятную атмосферу для выпускников, тем не менее, в них вызывает страх ни сколько написание самого экзамена, сколько сам процесс его проведения.

Именно от результатов ЕГЭ зависит дальнейшее поступление выпускника в высшее учебное заведение. Вот почему на этот экзамен большинство возлагают такие надежды, ведь от него, как считают многие, напрямую зависит то, как сложится будущее. Тем не менее, иногда бывают случаи абсолютной несправедливости, когда выпускник никак не может повлиять на успешность написания своей работы. Одна из самых распространенных причин – это слишком сложные задания на экзамене, уровень которых выше представленных в КИМах. Помимо этого разница в уровне сложности отмечается и по регионам.

Совсем недавно на научно-практической конференции «Роль права в обеспечении благополучия человека» в Москве высказался на тему ЕГЭ глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Он предложил вовсе отменить такую форму сдачи выпускного экзамена и вернуться к советской системе образования, благодаря которой, по мнению главы Следственного комитета РФ, в России столько высококвалифицированных специалистов.

«Давайте возродим советскую школу образования. Она была лучшей в мире, это все признавали всегда. И на это должны быть направлены наши законодательные предложения. Отменить ЕГЭ — это просто пытка какая-то для молодежи. Отменить эти все бакалавриаты, специалитеты», — отметил Александр Бастрыкин.

После публичного высказывания главы Следственного комитета РФ на его точку зрения отреагировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он заверил, что профильные ведомства «внимательно прислушиваются ко всем точкам зрения и далее самостоятельно выстраивают линию по развитию системы образования» в России.

Педагоги советской школы давали базовые знания по своим предметам. В результате чего эти знания становились фундаментом для воспитания специалиста для совершенно любой сферы деятельности. Общеобразовательный уровень советского образования подразумевал развитие широкого кругозора у учеников.

У советских учеников присутствовал огромный стимул к обучению. Отчасти это было связано с тем, что оценки по предметам ставились справедливо и соответствовали знаниям учащихся. Сейчас же поменялись педагоги в учебных заведениях, снизился авторитет профессии учителя в целом. Истинная ценность школьных оценок утратила свой смысл, ведь теперь очень часто на оценку знаний ученика оказывают влияние факторы, совершенно не имеющие к обучению никакого отношения.

Особенностью советского образования также было воспитание подрастающего поколения в соответствии с определявшей жизнь общества коммунистической идеологией. Существовали определенные установки, которым было подчинено советское преподавание. Одной из главных целей считалась подготовка достойного участника рабочего коллектива, вместе со всей страной строящего «светлое будущее». За возврат «к лучшим традициям советской школы» несколько лет назад выступала Министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

«Все новое — это хорошо забытое старое. Сегодня это все тоже актуально. Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?» — отмечала министр РФ Ольга Васильева.

На психологическое состояние современных учеников, бесспорно, оказывает влияние организация учебного процесса. Вечные перемены порождают стресс, ввиду чего теряется сосредоточенность, им становится трудно концентрироваться на учебном процессе. Люди, принимающие решения, касаемо внедрения каких-то изменений должны понимать это.

«Я противник ЕГЭ, но резко и радикально его отменить мы тоже не можем и не должны даже, потому что на эту систему настроены и сами дети. Сейчас мы их травмируем резкой отменой, если это произойдет. Но грамотно, неспешно, без хаоса, без нажимов директивных можем отойти от нее, сохранив как один из вариантов для тех, кто предпочитает эту систему. Таких людей немало. Система внедряется 20 лет, поэтому люди привыкли некоторые, надо их уважать. Постепенно отходим от нее как от генеральной линии, сохраняя на периферии, а возможно, в резерве», — заявил «Газете.Ru» заслуженный учитель России, историк Александр Снегуров.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов высказался о том, что «ЕГЭ — гибкий механизм, который устраивает и вузы, и школы. Ученики понимают требования, которые к ним предъявляются». По его мнению, такая форма сдачи экзамена оценивает реальный уровень знаний школьников, по этой причине в ближайшие годы отмена ЕГЭ не планируется.

Единый государственный экзамен дает больше возможностей молодым людям из разных городов поступить в ведущие вузы страны и получить там образование на бюджетной основе. Независимо от мнений о том, что такая оценка знаний является необъективной, все же менять ее на что-то другое пока что не собираются. Следует отметить, что по результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июне 2021 года, свыше 70% россиян поддерживают отмену обязательной части ЕГЭ для тех, кто не собирается поступать в вузы, а почти каждый пятый выступает за отмену такого формата сдачи экзаменов вовсе.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...