Как коронавирус повлиял на ЕГЭ-2020

2419
6 минут

Автор: Виктория Лисунова

В этом году из-за коронавируса переменам подверглись все сферы нашей жизни. Полноценный учебный процесс высших учебных заведений и школ в условиях пандемии прервался, а единый государственный экзамен (ЕГЭ), который и без того из года в год подвергается изменениям, в 2020 проведут по другим правилам. Нынешние выпускники будут сдавать только два предмета, которые необходимы им для поступления в высшее учебное заведение.

Единый государственный экзамен – это три слова, которые заставляют нервничать не только выпускников, их родителей и учителей, но и всех, кто хоть немного знает о процедуре его проведения. Бесспорно, полученные на этом экзамене баллы способны повлиять на жизнь подростка, потому что именно по результатам сложенных цифр выбирается вуз для его дальнейшего обучения.

Около 80% жителей нашей страны считают, что ЕГЭ не обеспечивает справедливость при проверке знаний и не помогает бороться с коррупцией при зачислении в вузы. Такой вывод следует из опроса, проведенного комиссией Общественной палаты России по развитию науки и образования. Стоит отметить, что большинство опрошенных твердо считает, что такая форма сдачи экзамена недостаточно отражает знания школьников, в них много случайного.

Неоднократно подвергался обсуждению вопрос о том, что варианты ЕГЭ в Москве значительно легче, чем в других регионах. Этому есть адекватное объяснение – большое количество выпускников уезжает из своих городов получать знания в столичные вузы, что, собственно, не очень хорошо сказывается на демографии. Однако это всего лишь предположение.

Для полного понимания всей системы сдачи единого государственного экзамена в России достаточно поговорить с людьми, которые через это уже прошли: «Прекрасно помню, как прошла сдача экзаменов. Было не то чтобы страшно, но немного волнительно. Нас готовили к тому, что категорически отличалось от экзаменов в 9 классе, – говорит Элиза Касумова, которая сдавала ЕГЭ в прошлом году. – Учитывая, что к выпускным экзаменам, конечно же, относятся строже, было чувство, что одно лишнее движение и тебе начнут задавать вопросы, но в целом всё прошло очень спокойно. Организаторы были очень понимающими, отвечали на вопросы, если те возникали. Всё было хорошо».

По окончании всех выпускных экзаменов Элиза поступила в Волгоградский государственный социально-педагогический университет на факультет иностранных языков. Будущий переводчик рассказывает: «Я рада, что решила поступить сразу после школы. Плюсов в этом много. Мне хотелось как-то оправдать полученные в течение 11 лет знания в школе, и при этом начать узнавать что-то новое. Очень хотелось приобщиться к атмосфере университетской жизни и познакомиться с ребятами, которые выбрали то же направление, что и я, – студентка учит два иностранных языка: испанский и английский. – После школы казалось, что начинается новая жизнь, поэтому я ни в коем случае не жалею, что поступила сразу же после её окончания». После получения степени бакалавра Элиза собирается поступать в магистратуру.

О том, как сейчас проходят учебные дни у одиннадцатиклассников, нам рассказала Алиса Якушева, выпускница Гимназии №17 города Волгограда: «Учимся мы 5 дней в неделю по обычному расписанию, которое было до карантина, выполняем домашние задания, которые учителя присылают на общую почту класса. Преподаватели тоже не были готовы к такому формату обучения, но они стараются и ищут различные способы коммуникации с нами, например, классные часы онлайн и консультации для тех, кому они необходимы». На вопрос о готовности к выпускным экзаменам одиннадцатиклассница, делясь своими ощущениями, отвечает: «В последний месяц перед летом появляется ощущение, будто ты ничего не знаешь и совсем не готовился, хотя уделял этому достаточно времени». Нынешним выпускникам пришлось потратить гораздо больше нервов на ожидание из-за переноса сроков сдачи ЕГЭ: «Я понимаю, что еще какое-то время, возможно до конца лета, буду нервничать и беспокоиться, – говорит Алиса, – когда ты уже готов, хочется просто все сдать и, наконец, выдохнуть, но обстоятельства пока не позволяют нам этого сделать. Мои родители находятся в таком же состоянии, как и я. Они очень беспокоятся и переживают за мое поступление».

Для успешной сдачи экзаменов большинство выпускников занимаются с репетиторами. Сейчас из-за загруженности школьными предметами и бесполезным домашним заданием у выпускников стало еще меньше времени на подготовку по дополнительным предметам, выбранными для сдачи на ЕГЭ: «Многие учителя входят в положение и стараются задавать меньше, но было бы намного легче и продуктивнее, если бы школьные часы уделялись не только одной школьной программе, но и разборам типовых заданий ЕГЭ. – рассказала Алиса. – С репетиторами, с которыми ты готовишься к отдельным предметам, конечно, заниматься намного удобнее и понятнее. Они преподносят тебе информацию, которая конкретно касается ЕГЭ, без воды».

Для того, чтобы сложилась целая картина того, как проходит подготовка к выпускным экзаменам сейчас, мы поговорили с Тереховой Светланой Александровной – репетитором по английскому языку и основателем центра изучения иностранных языков «Language space» в городе Волгограде: «Подготовка к ЕГЭ в дистанционном формате отличается от привычных занятий. С одной стороны, и до пандемии по причине болезни ученика или учителя онлайн занятия были и не доставляли неудобств. С другой стороны, удаленно можно было заниматься грамматикой и лексикой, а аудирование и устную речь отрабатывать уже при личной встрече». Педагог отмечает, что из-за дистанционного обучения подготовка к занятиям занимает больше времени и сил, ведь не все учебные пособия есть в электронном формате. В связи с этим приходится все сканировать, чтобы отправить ученику. «Количество занятий зависит от уровня ученика, но в среднем не менее двух раз в неделю, – отмечает Светлана Александровна. – Старшеклассники больше устают, ведь им приходится много часов проводить перед экраном компьютера».

По мнению преподавателя, сложившаяся ситуация не лучшим образом влияет на подготовку к ЕГЭ по нескольким причинам:

  1. Повышается психологическая напряженность. Учащиеся живут с родителями, у которых могут возникать трудности с работой, зачастую в ситуации самоизоляции учащаются семейные конфликты. Растёт уровень тревоги из-за общей неопределенности.
  2. Снижается общая мотивация. Находясь среди сверстников, учителей, педагогов, учащиеся менее подвержены апатии. Окружающие помогают сделать выбор или утвердиться в своём желании получать ту или иную профессию.
  3. Находясь дома, учащимся сложнее получить психолого-педагогическое сопровождение. К сожалению, онлайн формат требует большой работы со стороны учителей, но далеко не все готовы помогать учащимся разрабатывать индивидуальный маршрут подготовки к ЕГЭ по тем или иным предметам.

Помимо всего вышесказанного есть и положительные стороны в подготовке к ЕГЭ дистанционно: «Учащиеся могут готовиться к экзаменам в своём темпе, появилось больше времени на то, чтобы почитать, посмотреть то, на что не было времени. Многие талантливые педагоги прекрасно проводят уроки дистанционно, качественно и понятно преподносят материал. Сейчас очень важно, – подчеркивает Светлана Александровна, – чтобы учащиеся уделяли больше времени самоорганизации».

Единый государственный экзамен в этом году будут сдавать только те выпускники, которые собираются поступать в вуз, и только те предметы, которые им понадобятся для поступления. Сдачу единого госэкзамен по математике базового уровня отменили, а русский язык будет проводиться два дня. Аттестат выпускникам будет выдаваться на основании текущих оценок.

Точные числа проведения ЕГЭ в этом году еще не известны. В Рособрнадзоре ранее сообщалось, что сдача госэкзаменов ориентировочно начнется с 19 июня.

Стоит отметить, что Рособрнадзор совместно с Минпросвещения разработали требования к проведению экзамена в условиях коронавируса, предполагающие рассадку экзаменуемых на большом расстоянии друг от друга, термометрию и санитарную обработку рук.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...