Как пандемия изменила потребительские привычки?

579
5 минут

Автор: Миллер Александра

Бизнес в России постепенно восстанавливается и приходит в норм после снятия ограничений, введенных ввиду пандемии коронавируса. Однако эпидемия внесла свои коррективы не только во все сферы жизни человека, но и в потребительское поведение людей по всему земному шару. Что же изменилось?

Согласно данным исследования Ernst&Young Future Consumer Index, около тридцати пяти процентов респондентов предпочитают на данный промежуток времени экономить или же создавать «стратегические» запасы. Двадцать пять процентов опрошенных настолько боятся вируса COVID-19, что решили пока воздержаться от совершения покупок. Преимущественно это люди, чей возраст сорок пять лет и старше.

По мнению одного из основателей сети магазинов Fix Price Сергея Ломакина, участникам рынка еще предстоит как следует побороться за покупателей: «Коронавирус оформил несколько явных трендов, которые получат развитие и после завершения волны пандемии. А значит, борьба за покупателя только начинается. Во многом это будет битва не с конкурентами, а с собственными планами, стратегиями и устоявшимися традициями».

Эксперты компании Deloitte, которые провели опрос в нескольких регионах Российской Федерации, приводят следующие данные: семьдесят процентов россиян сократили свои траты на одежду и обувь. На пятьдесят семь процентов сократились расходы и на парфюмерию с косметикой. И еще сорок пять процентов сокращения трат пришлось на покупку уже готовой еды.

Данные авторов исследования также дают четко понять то, что одна из чрезвычайно важных приобретенных в период пандемии COVID-19 привычек – онлайн-покупки. До того, как ограничительные меры были введены, приблизительно тридцать шесть процентов респондентов совершали покупки через интернет. Во время карантина их доля увеличилась аж до пятидесяти шести процентов!

Об этом упоминала и Оксана Жупина, руководитель группы потребительского сектора Deloitte в СНГ: « [Люди] стали существенно экономить на продуктах питания, либо приобретая меньшее количество продуктов, либо выбирая более дешевые продукты с целью экономии».

Есть вероятность, что в ближайшие пару лет доля онлайн-продаж может подскочить на целых тридцать процентов от показателей до карантина. Сергей Ломакин считает: «Часть людей точно предпочтут покупать в интернете то, что прежде приобретали в офлайн-магазинах. Возможность свести физические контакты к минимуму важна, по оценкам экспертов, для трети россиян. Это аргумент в пользу инвестиций в онлайн-торговлю, инструменты бесконтактной доставки и безналичной оплаты. Основные игроки традиционного рынка уже увеличивают планируемые на следующий год объемы продаж в интернете. При этом инновационные планы, на которые прежде могло уходить до года, в период пандемии запускаются за неделю. Примером этому служит скорость, с которой, например, очень крупные сети «М-Видео» и «Азбука вкуса» смогли запустить партнерскую доставку через агрегаторов такси».

Ко всему прочему, по мнению Ломакина, основные игроки рынка уже занялись увеличением инвестиций в онлайн-сегменте: «Преимущество получают те, кто предлагает покупателю разные способы совершения покупки и несколько видов доставки – от "приеду заберу сам в магазине" до быстрого подвоза в течение часа».

С точки зрения Ломакина, на сегодняшний день не стоит делить ритейл на онлайн и офлайн, так как первое может переходить во второе и в обратном порядке.

Григорий Кунис, управляющий и основатель сервиса, занимающегося доставкой продуктов, в свой черед, рассказал, что доставщики продуктов пока имеют существенные ограничения на фоне традиционных ретейлеров. Именно эти ограничения и мешают развитию рынку. Однако после пандемии многие вещи могут значительно измениться.

«Пока сервисы доставки не могут полностью заменить офлайн-магазины. Например, по закону мы пока не можем доставлять алкоголь и табак. Но очевидно, что многие ретейлеры за период пандемии начали вводить функцию доставки, расширять её возможности и это будет интересно покупателям и после отмены самоизоляции. Те игроки, кто занимался доставкой ранее, видят значительный рост. Например, у iGooods только за апрель 2020 года оборот достиг почти 1 млрд рублей, что выше почти в 5 раз показателя апреля 2019 года», — пояснил Кунис.

По словам Бурмистрова, генерального директора из «Infoline-Аналитика», общепит ожидают сложности. Сети и отдельные заведения, готовящие популярную кухню, начнут работать в формате dark kitchen и to go или же начнут активное сотрудничество с доставкой.

«Тенденция роста популярности еды и напитков навынос наблюдалась в России ещё и в 2018, и в 2019 годах. Эта тенденция будет развиваться теперь ещё активнее. Но при этом хочу обратить внимание, что в онлайн-доставке готовых блюд превалируют фастфуд и азиатская еда — суши, роллы, пицца, бургеры и т. п. В офлайне выбор кухни всё ещё гораздо более разнообразный, чем в онлайне. Очень интересно, что будет происходить в новых условиях для ресторанного рынка. Также я уверен, что для ресторанов высокой кухни ничего не изменится. История с доставкой еды совершенно не для них. Но при этом после карантина, скорее всего, количество клиентов-гурманов у таких заведений уменьшится, более того, многие заведения высокой кухни не смогут вернуться к работе», – рассказал эксперт.

Глобальная технологическая компания Criteo провела социально-экономическое исследование, тема которого была «Влияние пандемии коронавируса на потребительское поведение в мире».

«Стремительно ворвавшись в жизнь людей по всему миру, пандемия создала новую реальность, которую мы в Criteo называем „экономикой социального дистанцирования“. Ее отличают, в частности, новые тренды в электронной коммерции и доставке товаров. Можно по-разному относиться к этому явлению, но оно открывает множество возможностей̆ для привлечения новых клиентов, которые с большей̆ вероятностью останутся с продавцами надолго», — прокомментировала Ксения Склярова, Генеральный директор Criteo в России.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...