Каковы шансы бизнеса выжить при повторной самоизоляции?

968
5 минут

Автор: Миллер Александра

Вторая волна пандемии коронавируса и повторный режим самоизоляции – вот что сегодня пугает и зарождает тревогу во многих людях, в особенности представителей сферы бизнеса. Но оказывается, что даже ожидание нового ужесточения мер может стать причиной для снижения бизнес-активности в стране. Как долго предприниматели смогут работать в условиях новой изоляции? И можно ли им как-нибудь помочь?

Предприниматели сферы малого и среднего бизнеса замерли в ожидании, так как треть из них предполагают, что пережить вторую волну ужесточения мер по коронавирусу их бизнес вряд ли сможет.

Согласно данным исследования Magram Market Research и Промсвязьбанка, двадцать семь процентов все еще способны функционировать в таких условиях более года. Двадцать процентов опрошенных сообщили о том, что бизнес их сможет проработать от одного до трех месяцев, шестнадцать процентов – от трех до шести месяцев, одиннадцать процентов – от шести месяцев до года. А вот тринадцать процентов признались, что их минимальный срок до тридцати дней. Еще тринадцать процентов респондентов затруднились дать ответ.

Значительная часть предпринимателей (53%) предполагают, что восстановление оборотов после карантина может занять от года до трех лет. Такая перспектива была описана ими в случае, если государство решит не вводить вторую волну ограничительных карантинных мер. Из числа тех, кто уже смог восстановиться и адаптироваться к работе при пандемии, сорок три процента сказали, что они полностью готовы к новым ограничительным мерам, даже если те будут длиться не менее года.

Эксперт по маркетингу, продажам и личному бренду Давид Гвана думает, что пришло время платить налоги и кредиты (на них были даны отсрочки ввиду самоизоляции). Но, с другой стороны, суточный показатель числа заболевших все же продолжает увеличиваться: «Вот и получается, что у бизнеса фактически нет возможности строить долгосрочные планы развития, поскольку они в любой момент могут быть сорваны очередным режимом самоизоляции. И хотя на сегодняшний день правительство утверждает, что ничего подобного нам ждать не стоит, оценка бизнесом иная. Это мы видим на примере разных социологических опросов».

В общем и целом, сами эксперты считают, что «текущий кризис отличается от предыдущих тем, что вызван не экономическими или финансовыми факторами, а в основном ограничительными мерами. Тот бизнес, который развивает дистанционные продажи, чувствует себя более уверенно, чем не имеющий возможности заработка без прямого общения с клиентом».

Страха больше нет?

Стоить подчеркнуть, что все же есть и тот бизнес, который не боится второй волны. К ним относят: доставку еды, фармацевтику и медицину, телемедицину и дистанционные юридические услуги, медиаресурсы, репетиторство и онлайн-экскурсии, а также временное хранение вещей. Ко всему прочему, с 13 сентября был отмечен рост обращений к психологам. Если в предыдущем месяце к специалистам из-за чувства тревоги обратились 1,6 тысячи человек, то в октябре число выросло до 2,8 тысячи.

Бизнес во время второй волны

Многие еще не успели восстановиться после первой волны пандемии коронавируса, как уже подступила к порогу вторая. К примеру, ввели запрет на работу ресторанов, баров и кафе, а также проведение развлекательных мероприятий с 23:00 до 06:00. Сколько теперь потеряют выручки их владельцы можно только догадываться. После первой волны закрылось приблизительно двадцати процентов заведений. Вероятно, многим может пригодиться накопленная «финансовая подушка».

Можно ли помочь?

Оказывается, что помочь возможно. Основательница сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова (которая стала общественным омбудсменом в сфере малого и среднего предпринимательства) даже придумала как. Она считает, что «часть представителей малого и среднего бизнеса из реального сектора могут появиться во власти — в региональной и федеральной — в качестве советников, например. Я уверена, что меры по защите или развитию бизнеса станут более эффективными, если будут создаваться людьми с опытом работы в предпринимательстве». Но опять же следует учитывать, что пока не так много практического знания касательно того, как «работает бизнес на земле».

Что же предлагается для расширения антикризисной программы господдержки? Во-первых, нужно «расширить число предприятий для доступа к мерам господдержки, включив дополнительные ОКВЭДы, а не только основные. Во-вторых, произвести расширение списка поддержки на все предприятия, которые потеряли в апреле-мая 30% и более от выручки 2019 года. В-третьих, необходимо изменить критерии реестра субъектов МСП, «убрав для "человекоемких" отраслей порог в 250 человек», так как на данное время он не дает возможности получить помощь многим сетевым ресторанам и другим предприятиям, создавшим рабочие места.

Также, по мнению основательницы сети кафе, в Российской Федерации должно появиться министерство предпринимательства, причем не для защиты, а для развития. В таком министерстве необходимо выделить четыре блока: работу с большим бизнесом, микро, малым, средним бизнесом и самозанятыми. Однако везде должны быть различные стратегии, инструменты и показатели.

Помимо прочего, Татулова видит некоторые глобальные проблемы. Например, проблема с НДС: разница между входящим и исходящим. Еще одна проблема – регуляторная политика и штрафы. Она думает, что все ведомства работают «по палочной системе: чем больше штрафов собрали, тем больше бонусы. А с моей точки зрения, должно быть наоборот совершенно: если на вверенной тебе территории нет происшествий и жалоб — молодцы, отлично работаете». Ресторатор – сторонник того, что запретить штрафы при первичной проверке нужно навсегда!

Что же делать?

На самом деле точного ответа на этот вопрос, вероятно, не существует. Каждой отрасли и каждому предпринимателю приходится рано или поздно сталкиваться с последствиями пандемии и находить решение, исходя исключительно из собственного положения. Есть несколько универсальных советов. Например, пора задуматься о диверсификации бизнеса, начать ориентироваться на локальную аудиторию, использовать социальные сети для поддержания коннекта, оперативно реагировать на тренды и внедрять их в свой бизнес.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...