Крупнейшие поставщики объяснили, почему не падают цены, несмотря на укрепление рубля

4 минуты

Автор: Полина Миндрина

В мае 2022 года рубль показал небывалый рост по отношению к доллару. Однако россияне возмущены повышением цен не только на импортные товары, но и на продовольственные. Почему не снижается стоимость, если национальная валюта стабильно укрепляется – рассказываем в данном материале.

Крупнейшие производители направили в Генпрокуратуру пояснения, почему они не снижают цены на продукты, несмотря на значительное укрепление рубля (56,17 рублей за 1 доллар). Как выяснилось, причинами происходящего они называют подорожание логистики вчетверо и значительное увеличение стоимости компонентов во всем мире. Особенно повысились цены на упаковку товаров. Все это в совокупности спровоцировало рост цен по различным сегментам. По словам производителей, большинство продуктов на российских прилавках имеют иностранную составляющую.

«Например, за последний месяц только зарубежная упаковка выросла в цене в среднем на 15–20%, а по некоторым видам тары – на 42-45%», – заявил зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов.

Представители торговых сетей также сообщили, что уже несколько недель пытаются договориться с западными поставщиками, однако достичь определенных результатов пока трудно.

Как отметили эксперты, стоимость доставки продуктов из ЕС увеличилась на 9 тысяч евро за фуру. При этом продукты дорожают не только в России, но и в других странах мира. В марте индекс цен продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН вырос на рекордные 12,6%, достигнув рекордной отметки с 1990 года.

Что «говорят» ретейлеры?

В связи с укреплением курса национальной валюты крупнейшие ретейлеры корпорации Х5 Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») и «Магнит» потребовали от поставщиков снизить цены на товары, однако получили отрицательный ответ. Производители, отвечая на требование ретейла, сообщили, что не повышали цены из-за скачков курса рубля и не понимают, по какой причине должны их снижать. То есть, поставщики самовольно подняли цены на различные категории товаров и не собираются их снижать без каких-либо причин.

Генпрокуратура, в свою очередь, после данных заявлений запросила у Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) все сведения о поставщиках, которые отказались снижать цены.

«Многие уведомили о повышении, указывая валютный фактор одним из ключевых в росте себестоимости. Мы считаем, при укреплении рубля это должно работать и в обратном направлении», – сообщили в компании «Магнит».

На сегодняшний день большинство российских ретейлеров ввели добровольное ограничение торговой наценки на ряд социально значимых товаров. Например, «Магнит» зафиксировал цену на позиции из базовой продовольственной корзины: молоко, творог, кефир, масло сливочное, сахар и хлеб, а также некоторые овощи.

«Мы призываем наших партнеров придерживаться принципов добросовестного сотрудничества и действовать в первую очередь, исходя из интересов потребителей по всей стране», – отметил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.

Когда это закончится?

Специалисты отмечают, что рост цен – привычное явление для ретейла, особенно в кризис. На прилавках по-прежнему есть продукты по ценам, которые были до пандемии и спецоперации на Украине. Разница лишь в том, какой бренд стоит за данным товаром: молоко можно приобрести как за 40 рублей, так и за 100 рублей.

«Торговые сети-члены АКОРТ предпринимают все необходимые усилия для сдерживания роста цен на необходимые товары, в первую очередь из социальной группы», – добавил Игорь Караваев.

С приходом лета многие продавцы снизили цены на определенные продукты. Большинство россиян ссылаются на сезонность, однако, как утверждают эксперты, время года не влияет на стоимость товаров. Так, например, овощи и фрукты становятся значительно дешевле в мае, июне, нежели в холодные месяцы. И, оказалось, что этому есть свое объяснение:

«Дело не в сезонности. Исследования показывают, что в последнее время на продовольственном рынке сильно сократился спрос: у россиян просто нет денег, чтобы покупать те же продукты. В первую очередь это головная боль для производителей. Если мы перестанем ходить в магазин, им придется остановить собственное производство. В определенной степени этот фактор является стимулом для поставщиков снижать цены, вырабатывать продукцию первого ценового ряда, тем самым обеспечивая ее доступность в торговых сетях», – заявил председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

По мере восстановления логистических цепочек искусственный дефицит импорта будет сокращаться. Импортеры уже сейчас не испытывают проблем с ввозом товаров, на который не влияют скачки валюты. Моментальное снижение цен в магазинах невозможно, поэтому рынок будет достаточно медленно реагировать на укрепление курса рубля.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...