Кто и когда вернётся в офисы?

5 минут

Автор: Миллер Александра

Пандемия коронавируса изменила привычный уклад жизни, и начала она с места работы. Вот уже на протяжении нескольких месяцев, а то и целого полугода, многим приходится лишь вспоминать о работе в офисе, оставаясь на «дистанционке». Однако одним такой формат занятости пришелся по душе, а вот другим – нет. Какие же удаленка имеет подводные камни? Когда и кто наконец-то вернется к офисной жизни?

Вирус COVID-19 совершил революцию, внеся немало корректив в жизнь офисных работников. Миллионы людей по всему миру теперь работают из дома, не пользуются метро, не обедают в столовых и не покупают классические костюмы, а женщины, в свою очередь, не тратят деньги на косметику.

Впрочем, многие компании не горят желанием возвращать своих сотрудников обратно в офисы. Кто-то продлевает работу на «удаленке» каждый месяц, а кто-то уже объявил о том, что готов отказаться от аренды помещений. Около половины работодателей сообщили о готовности продлить «дистанционку» на год-два или сделать ее на постоянной основе. И только пятнадцать процентов заявили о необходимости в срочном порядке вернуться в офисы.

Проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов считает, что пока рано заводить разговор о возращении к привычным формам режима рабочего времени: «Есть опасения второй волны пандемии осенью, а значит, некоторые работодатели предпочтут не рисковать. И там, где это возможно, по-прежнему сохранится режим дистанционной формы организации труда».

По мнению Сафонова, аналогичной ситуации, что была в марте-мае, не предвидится, так как здравоохранение способно быстро среагировать на вирус, а вот экономика не может позволить себе такие повторные ограничения. Проректор полагает, что «самый вероятный сценарий организации трудовой деятельности - это сочетание разных форм: полное, частичное присутствие в офисе на рабочем месте) и дистанционный формат». Также уменьшится количество очных совещаний.

Известно, что некоторые виды трудовых функций могут и вовсе уйти в дистанционный формат. Речь идет о бухгалтерии, аналитике, кол-центрах маленьких компаний и части консалтинга. СМИ, к примеру, работали в смешанном режиме и не собираются пока ничего менять осенью, ведь «полностью удаленный режим мешает творческой деятельности редакции».

Зарубежные компании, в отличие от российских, не скрывают своей приверженности к удаленному формату. Так, в Apple предупредили сотрудников в США о том, что не стоит ожидать возвращения в офисные здания вплоть до конца года. Microsoft и Amazon надеются возвратиться в январе 2021 года. Сотрудникам Facebook разрешили работать удаленно из дома до июня следующего года, а Google – до июля.

Однако что же думают сами работники?

Тут сотрудники разбились на три лагеря. Первый скучает по шуму бизнес-центров, деловым обедам, когда второй вспоминает о поездках ранним утром на работу с неохотой. Третий оказался золотой серединой, так как люди из этого лагеря не против чередовать живое общение с работой на дому.

Конечно, «удаленка» имеет свои очевидные преимущества: экономия времени, снижение расходов работников, возможность посветить себя всецело процессу работы.

Но не стоит забывать и про работодателя, который тоже получает выгоду. Он увеличивает реальное рабочее время, ждет большей объективности (поскольку теперь каждому сотруднику нужно делать все самому, а не путем экспертиз и коллективных обсуждений), экономит на операционных расходах, а также контролирует сотрудников вне офиса.

Тем не менее имеются и минусы: более низкая зарплата по сравнению с офисными работниками, оторванность от коллектива, размытый график, дефицит социализации, несработанность команды, отсутствие каких-либо практических неудобств.

Очевидно, что благодаря пандемии тенденция удаленной работы будет лишь распространяться и набирать обороты. Согласно опросу 9 032 работников интеллектуального труда в Великобритании, Франции, Германии, США, Австралии и Японии приблизительно только двенадцать процентов сотрудников хочет вернуться с «удаленки» в офисы на полную ставку. Большинство (это целых семьдесят два процента) изъявили желание работать в смешанном режиме.

А работодатели весьма вероятно и не будут против, так как многим гораздо проще обеспечить сотрудникам перевод в цифровое пространство, нежели тратиться на обустройство больших офисов.

Сергей Пономаренко, основатель компании Центр финансовых технологий «Базис», предположил, что свободный график так многим понравился по причине того, что появилась возможность совмещать личную жизнь и работу.

«С другой стороны, когда личная жизнь и рабочие задачи перемешались, особенно у очень ответственных людей, это заставляет их работать и отвечать на почту и сообщения практически 24/7, и они хотели бы вернуться в офис. Для таких сотрудников мы поменяли сейчас формат офисного пространства. Если у каждого раньше было свое место, то теперь мы перешли в формат чего-то подобного коворкингу, когда люди могут в нашем чат-боте забронировать себе место на следующий день и выйти в офис», - отметил Пономаренко.

А что же эффективность?

Ожидаемо или нет, но целых 45,8% сообщили о том, что их дела на работе пошли в гору, и только 20% заявили о понижении эффективности.

Опрос международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), проведенный среди 12 тыс. сотрудников по всему миру, показал, что примерно 75% работников смогли либо сохранить, либо даже повысить свою производительность.

Выводы

Исследователи постепенно сходятся во мнении, что офисный мир поменялся безвозвратно.

Тимофеева, управляющий директор и партнер BCG, прогнозирует, что «будущее за гибридной моделью, то есть сотрудники смогут легко менять формат с удаленного на офис и обратно, что предполагает переосмысление самого офисного пространства по размеру и по форме, а также создание и развитие новых цифровых инструментов».

Она утверждает, что компании уже начали вкладываться в подобного рода инновации. 87% из них выступили с заявлением, что самые важные инвестиции будут в цифровую инфраструктуру и технологии, которые способны обеспечить поддержку стабильной «удаленки».


  • Комментарии
Загрузка комментариев...