Онлайн обучение: временно или навсегда?

5227
4 минуты
Автор: Екатерина Кравцова
На время самоизоляции школы перешли на дистанционный режим обучения. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о необходимости ввести в законодательство понятие “дистанционное образование”.

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко сказала о том, что в связи с введением дистанционного обучения во множестве школ и вузах, назрел вопрос о необходимости закрепить на законодательном уровне правовой статус дистанционного образования.

Глава Совфеда оговорилась: “Конечно, традиционную школу с непосредственным общением педагога и ученика отменять не следует. Во всяком случае, я придерживаюсь такой позиции. Без этого не может быть полноценной социализации, интеграции ребёнка в общество”, и тут же добавила: “Но надо понимать, что дистанционное обучение теперь уже не будет практиковаться как резервный, временный способ только в чрезвычайных ситуациях вроде нынешней. Оно имеет немало плюсов. Глупо это отрицать.”

Многие восприняли это как задел на грядущую отмену традиционного образования и переход на безальтернативную дистанционную форму обучения. Немудрено, когда вокруг только и разговоров, что о цифровизации, чипизации и QR-кодах.

Руководитель Всероссийского фонда образования Сергей Комков высказал в разговоре с NEWS.ru опасения в том, что реализация подобной инициативы через некоторое время может повлечь за собой массовый переход школьников на “удалёнку”.

Мнение, что это приведет к полному краху школы как системы образования и института формирования социальной личности, разделяет большинство. Следствием отказа от традиционной формы обучения станет отсутствие социализации, ведь школа предполагает не только обучение, но и воспитание, общение, отработку навыков социальных взаимодействий. Ни в одной стране мира ведь нет исключительно дистанционного образования.

Ряд школьных дисциплин не предусматривают заочной формы: музыка, изо, физкультура, вероятнее всего, станут преподаваться очень формально. Дистанционное обучение рассчитано на очень высокую степень самоорганизации и мотивации, которую трудно предположить у большинства детей. “Удалёнка” не слишком состоятельна и с точки зрения обратной связи и контроля усвоения знаний. И роль учителя для личности в период ее становления трудно переоценить. Хороший учитель может повлиять на выбор жизненного пути, формирование ценностных установок, стать настоящей путеводной звездой!

Соображения вреда для здоровья тоже очень важны. В процессе дистанционной учебы дети, в том числе и младшеклассники, очень много времени вынуждены проводить за компьютером. “Кривые спины, плохое зрение, чахлый организм - вот следствие удаленного обучения”, - пишут родители.

Более 50% родителей, хлебнувших дистанционного обучения в его нынешнем виде, проголосовали на сайте за сохранение традиционной формы обучения. На платформе change.org есть петиция с требованием не допустить законодательного утверждения дистанционного образования в РФ, которая собрала уже более 126 тысяч подписей.

Когда 16,5 млн. школьников одномоментно перешли в режим дистанционное обучение, самыми существенными стали проблемы технического характера. Около 60% школ находятся в сельской местности, где не всегда есть устойчивая связь; сюжет о деревне, жители которой вынуждены в учебные часы сажать детей в машины и выезжать на местность, где есть интернет, очень показателен. Не во всех семьях есть достаточное количество устройств, необходимых для онлайн-учебы.

Пояснения по поводу законодательного урегулирования дистанционного образования дала телеканалу Совета Федерации председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Суть их сводится к следующему: хотя статус дистанционного образования сейчас закреплен, ситуация потребовала донастройки пробелов в дистанционном образовании на случай, если придется переходить на такое образование в случае какой-либо чрезвычайной ситуации, возникшей в силу различных причин, в том числе в случае, например, природного катаклизма. Законодательное поле, создание которого находится сейчас в повестке дня сенаторов, позволит оперативно регулировать могущие возникнуть вопросы организации дистанционного образования.

Рабочая группа должна разделить и закрепить полномочия за Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования издавать приказ о массовом переходе на дистанционное обучение. Однако речь о переходе на исключительно дистанционное образование не идет, заверила Лилия Гумерова. Круг проблем, очерченный ею: отсутствие устройств и (или) сети, психологическая неготовность участников образовательного процесса, наполнение контента, отсутствие методического материала. Насколько они находятся в ведении законодательного органа, судить не берусь.

Сегодня на базе школы существуют возможности и для очного, и для дистанционного обучения. Около 20 онлайн-платформ, выбор формы организации учебной деятельности для детей тех родителей, которые в силу каких-либо причин отказываются от традиционного в пользу семейного или домашнего обучения, организация взаимодействия учеников и учителей посредством сочетания дистанционных (почта, WhattsApp и т.д.) и очных заданий - все это есть. Другое дело, что сейчас учителям очень настойчиво рекомендуют использовать контент МЭШ, РЭШ и Яндекс.Учебника. Большинство все-таки делает выбор в пользу привычной традиционной формы. Зачем, спрашивается, прокладывать рельсы там, где существует наезженная дорога?

Складывается общее впечатление, что СФ сам некоторым образом спровоцировал то, что называет теперь “политической спекуляцией” и “желанием запугать родителей и попыткой раздуть тревогу в соцсетях”. Но чем бы законодатели ни тешились...


  • Комментарии
Загрузка комментариев...