Параллельный импорт товаров в Россию: какие существуют правила и ограничения?

4 минуты

Автор: Виктория Лисунова

Уход из России крупных мировых компаний и корпораций по производству товаров для разных сфер жизни подтолкнул правительство разрешить ввоз в нашу страну продукции по параллельному импорту. Эта вынужденная мера должна решить ряд возникших проблем, в том числе связанных с серьезным дефицитом на рынке определенных единиц. Тем не менее, в перечень разрешенных для ввоза товаров посредством параллельного импорта попали далеко не все товары. В этой статье мы расскажем, как осуществляется ввоз товаров в Россию с помощью параллельного импорта, какие для этого существуют правила и ограничения, а также разберемся, почему некоторые категории товаров просят исключить из списка разрешенных.

Параллельный импорт в России разрешили с 6 мая 2022 года. До этого он был легализован с 1992 года по 2002, но в тот период времени перемещение товаров в значительной степени было ограничено. С 2002 по 2022 год – целых 20 лет на параллельный импорт действовал строгий запрет. После начала специальной военной операции на территории Украины по отношению к нашей стране было введено огромное количество санкций, что привело к серьезному дефициту товаров на рынке, некоторые из которых совсем не поддаются импортозамещению. Уход иностранных брендов из нашей страны, можно сказать, спровоцировал легализацию параллельного импорта и сделал этот шаг вынужденным.

Стоит отметить, что изначально данная принятая мера воспринялась некоторыми людьми в другом ключе – как контрсанкционный ответ на действия компаний недружественных стран. Главной же целью, напротив, считается обеспечение внутреннего рынка востребованными товарами и, соответственно, стабилизизация цены на них. В список товаров, допущенных к параллельному импорту, вошло более 200 иностранных брендов совершенно разных категорий. Отмечается, что этот перечень в любой момент может быть скорректирован Минпромторгом РФ.

При осуществлении продажи товара по параллельному импорту, определенные обязанности в первую очередь накладываются на самого продавца. Он обязательно должен сопроводить иностранный товар инструкцией, составом и прочими данными на русском языке, а также предоставить гарантии на него. Самое главное – оформление документов по всем правилам для прохождения таможенного контроля. Какой товар в итоге получит потребитель, зависит не только от продавца, но и от Федеральной таможенной службы – их задача снижать число контрафактных и некачественных поставок, что сейчас, конечно, в полной мере избежать не получится, выход один – контролировать.

«Параллельный импорт может быть интересен торговым сетям и обеспечивать на полке необходимый ассортимент. Для производителей не все так однозначно: под видом параллельного импорта в страну может быть ввезен контрафакт. Это негативно как для прямых импортеров, ведь они могут понести репутационные риски, так и для отечественных производителей, ведь контрафактная продукция за счет ее неподтвержденного качества может получить ценовое преимущество. <…> По нашим данным, Роскачество будет фокусироваться на исследовании параллельного импорта. Возможно, это снизит риски фальсификата и контрафакта», – подчеркивает Дмитрий Леонов, заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз».

Товары из таких категорий, как косметика и парфюмерия, моющие средства и капсулы для приготовления кофе настаивают исключить из параллельного импорта. Дело в том, что даже при ввозе оригинальной продукции из других стран, их качество может отличаться от привычного нам – это связано с особенными потребностями людей в каждой стране.

«Исключение этих брендов из параллельного импорта необходимо как для покупателей, так и для производителей. Прежде всего такой подход позволит отмести контрафактную продукцию, которая может попасть на рынок под видом параллельного импорта. Плюс это защитит правообладателей, которые работают в РФ, от репутационных рисков — столкнуться с некачественным, фейковым товаром, который воспримут как настоящий», – сказал «Известиям» исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев.

Денис Кондрашин, коммерческий директор сети «Золотое Яблоко», подчеркивает, что они перешли на замещение уходящих брендов новыми. В торговой сети с февраля этого года появилось около 1 тыс. новых бьюти-брендов: «У параллельного импорта есть три важных минуса, которые для «Золотого яблока» являются ключевыми: во-первых, высокая цена. Во-вторых, мы не можем гарантировать стабильные и полные поставки: параллельный импорт позволяет привозить отдельные позиции, но не полную матрицу для торгового оборудования. В-третьих, доверие клиента к продукту, которое будет снижаться. Когда товар поступает официально через границу, у каждой единицы есть сертификат качества — это особенно важно для косметики и парфюмерии, где плохое качество продукта может навредить человеку».


  • Комментарии
Загрузка комментариев...