Предприятия «лечатся» экономией

562
4 минуты

Автор: Миллер Александра

Пандемия коронавируса нанесла серьезный урон экономике России, которой понадобится на полное восстановление примерно три года. А вот возвращение пострадавших отраслей к прежним показателям может занять от года до пяти лет. Однако бизнес не дремлет и старается «вылечиться» экономией в период кризиса.

«Карта» пострадавших

Согласно проведенному экспертами рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» анализу основных отраслей экономики России, которые формируют более пятидесяти пяти процентов ВВП, установлено сколько лет понадобится для возврата докризисного уровня.

К примеру, машиностроение, авиаперевозки, добыча угля и коммерческая недвижимость составляют пять процентов ВВП. Их восстановление будет самым затяжным и потребует примерно пять лет. Простимулировать их рост может восстановление деловой активности и открытие границ.

Газо- и нефтедобыча, транспорт, черная металлургия, производство удобрений, строительства жилья и непродовольственная розница (двадцать два процента ВВП) будут приходить в себя от трех до пяти лет. Именно от темпов восстановления этих отраслей зависят доходы бюджета Российской Федерации в недалеком будущем.

Гораздо меньше по времени на восстановление уйдет у таких отраслей, как: электроэнергетика, оптовая торговля, строительство инфраструктуры, а также производство нефтепродуктов и стройматериалов. Это обусловлено тем, что их позиции ослабли из-за искусственных ограничений карантина, то есть банально потому, что люди стали передвигаться не столь активно и располагать меньшими доходами.

Сохранить рост во времена кризиса смогли: продовольственная розница, телекоммуникации, цветная металлургия и добыча металлических руд. По прогнозам они будут прибавлять около пяти процентов в год.

Однако нашлись и те, кто смог совершить рывок с наступлением пандемии: сельское хозяйство, производство пластмассовых и резиновых изделий, фармацевтика и пищевая промышленность.

Панацея

В последние три месяца малый бизнес нашел иной способ выживания – урезать свои траты. По результатам проведенного Райффайзенбанком опроса, семьдесят шесть процентов респондентов придерживаются политики экономии. В первую очередь предприниматели стали сокращать расходы на заработную плату (сначала снижая ее себе), на аренду офисов, а также закупку оборудования и материалов, предпочитая более дешевые.

Ни для кого не секрет, что экономия – необходимость, с которой столкнулись многие компании в связи со снижением доходов, сниженным спросом, ростом цен на товары и услуги и, конечно, весенним простоем ввиду «коронавирусных» ограничений.

Тем не менее у двенадцати процентов опрошенных доходы увеличились при расширении производства, смены сферы деятельности и активной работы после режима самоизоляции.

Райффайзенбанк отмечает, что больше всего экономят предприниматели Москвы (восемьдесят один процент) и в Ростове-на-Дону (девяносто пять процентов респондентов).

Сорок восемь процентов руководителей урезали зарплаты себе, тридцать – сотрудникам. Тридцать восемь процентов опрошенных закупили материалы и оборудование дешевле, чем раньше. На аренде офисов решили сэкономить тридцать два процента. На транспортные расходы обратили внимание двадцать восемь процентов, на банковские услуги – двадцать один, а на аренду складов – семнадцать. Еще пятнадцать процентов сократили расходы на обслуживание кредитов, к примеру, добившись отсрочки.

Трети компаний и вовсе пришлось покинуть офисы и переехать в помещениях поменьше (двадцать девять процентов), а кому-то пришлось отказаться от аренды и распродать все вещи или отправить их на склады (двадцать три процента). А вот коворкинги оказались не таким уж и популярным решением. Всего лишь один процент опрошенных прибегли к нему.

В общем и целом, Райффайзенбанк подчеркивает, что приблизительно у сорока процентов респондентов объемы расходов за три месяца не претерпели изменений. Почти каждый третий предприниматель смог сократить расходы, в частности, благодаря снижению налоговой нагрузки.

Жертвы удаленки

То, что многие люди перешли на удаленную работу, сказалось как на бизнесе производителей канцелярских товаров, так и косметики. На жизнь недавно стали сетовать и продавцы мужских костюмов.

Большое количество магазинов с деловой одеждой несут убытки и разоряются. Так, например, американская компания Tailored Brands заявила о банкротстве, так как основные ее клиенты (офисные сотрудники) по-прежнему остаются дома.

Впрочем, в Европе складывается аналогичная ситуация. Еще весной руководитель Marks&Spencer жаловался, что для подсчета количества проданных галстуков хватит пальцев одной руки. При этом проблема кроется не только в продолжительной «дистанционке», но и в произошедшем послаблении дресс-кода. Ко всему прочему, хороший костюм зачастую стоит дороговато. И в период кризиса в целях экономии от него приходится отказываться.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...