Реальные цели разработки системы «Умный город»

8 минут

Автор: Елена Катунина

Система “Умный город” (до 2019 года - “Информационный город”) начала создаваться в Москве около десяти лет назад, с назначением Сергея Собянина на пост столичного градоначальника.

В то время Москва отнюдь не лидировала в области цифровых услуг; так, из отчета по государственной программе “Информационный город” следует, что в 2010 году доля жителей города Москвы, имеющих возможность записываться на прием к врачу с использованием ИКТ, составляла 7%; из 100 работников государственных медицинских учреждений лишь 20 были обеспечены компьютерами; отсутствовали камеры видеофиксации нарушений правил дорожного движения, а государственные пассажирские транспортные средства не были оснащены аппаратурой GPS\ГЛОНАСС.

Уже в 2017 году Москва попала в топ-7 интеллектуальных мегаполисов мира, войдя в число финалистов исследовательской организации Intelligent Community Forum. Российская столица оказалась на 2-м месте в мире по числу бесплатных публичных точек доступа к сети Wi-Fi; специалисты ICF также оценили большое число технопарков и технополисов в московском регионе. Согласно исследованию городов 7 ведущих стран с развивающейся экономикой, проведенному компанией PricewaterhouseCoopers в 2016 году, Москва лидировала по таким направлениям, как инновации, уровень технологической готовности, транспорт и инфраструктура, устойчивое развитие и окружающая среда, демография и приспособленность для жизни.

В рамках программы москвичи получили доступ к открытым данным на портале data.mos.ru, который позволяет получить информацию о городских и инфраструктурных объектах или о состоянии городского бюджета (budget.mos.ru). Более двадцати приложений, работающих на основных мобильных платформах (iOS, Android, Windows),разбиты на категории по тематическому принципу — “дороги и транспорт”, “культура”, “здравоохранение”, “образование”, “социальная среда” и т.д.

Решения в сфере транспорта и мобильности предлагает Интеллектуальная транспортная система, развитием которой с 2011 года занимается Центр организации дорожного движения (ЦОДД) совместно с Департаментом транспорта и связи Москвы. Для контроля, мониторинга и анализа улично-дорожной сети установлено 2,7 тысяч камер телеобзора, 3,7 тысяч датчиков мониторинга транспортных потоков, более 6 тысяч детекторов (данные на 2018 год).

В 2012 году началось развертывание городской сети Wi-Fi. Точки доступа к бесплатной сети установлены на улицах, в парках и пешеходных зонах Москвы. Общее их количество — более двух тысяч. Wi-Fi также распространяется на наземный общественный транспорт, метро, аэроэкспрессы.

С целью повышения безопасности в городе развернута система видеонаблюдения. На портале www.data.mos.ru представлены реестр камер дворового и подъездного видеонаблюдения, а также камер видеонаблюдения в местах массового скопления людей.

Умные решения принимаются в сфере здравоохранения. В 2011 году в Москве была запущена Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС). С ее помощью пациенты могут найти ближайшую поликлинику, записаться к врачу онлайн, получить требуемую справку, выписать электронный рецепт и т.д.

Московское правительство перевело в электронный вид почти 260 госуслуг и сервисов, создало систему электронных медкарт и электронную школу. Город стал удобнее для жителей, и это главный аргумент авторов программы в споре в споре с теми, кто считает, что в Москве создан аналог оруэлловской антиутопии.

“Большой Брат наблюдает за тобой”

Сведения о горожанах, которыми владеет мэрия, частью те же, что и раньше. Данные о браках, разводах, детях, смертях содержит информационно-аналитический портал ЕГР ЗАГС. В системе ЕИРЦ хранятся электронные “домовые книги”. Медицинские данные - в электронных медкартах и единой медицинской системе.

Однако теперь правительство Москвы располагает и новой информацией. Например, о том, где живут и как перемещаются жители столицы, можно узнать, используя геоаналитические данные, имеющиеся у сотовых операторов. Мэрия закупает их с 2015 года; из информации на сайте госзакупок следует, что с 2015 по 2020 год из бюджета Москвы на эти цели было выделено более 700 млн рублей. В мэрию эти отчеты поступают в обезличенном и агрегированном виде, однако в условиях эпидемии и других чрезвычайных ситуаций эти данные могут персонализированы. Тогда эта форма контроля производится согласно другим, непубличным регламентам и инструкциям, говорит руководитель юридической практики общественной организации "РосКомСвобода" Саркис Дарбинян. Информацией об использовании личного транспорта, такси и каршеринга обладает департамент транспорта. Мэрия в этом случае действует не одна, а в связке с ГИБДД, говорит собеседник, близкий к Дептрансу.

Мэрия собирает биометрические данные москвичей - их изображения и образцы голоса. Используя и группируя информацию, которая содержится в куки-файлах, можно формировать обезличенный профиль пользователя.

Истинные масштабы слежки за горожанами и осведомленности о их жизни стали понятны с введением режима самоизоляции в Москве весной этого года. Стало очевидным то, что многие предполагали и раньше - при необходимости системы наблюдения легко превращаются в системы контроля. И это стало не только предметом неутешительных выводов, но и причиной нарастания невротизации в обществе. Наверное, никогда еще так активно не обсуждались перспективы грядущей чипизации и опасности, которые несет человечеству 5G - излучение.

Все мы помним, как лежали Госуслуги и mos.ru в первый день пропускного режима, неразбериху с правилами, указы, отменяющие выпущенные ранее, необоснованные штрафы, социальный мониторинг, превратившийся в издевательство над людьми. За период действия пропускной системы в Москве было выписано 94 тыс штрафов Согласно данным Мосгорсуда, в столице было зарегистрировано более 15 тыс жалоб на штрафы за нарушение самоизоляции. Однако несмотря на баги и сбои в работе системы, общей амнистии по штрафам так и не было. Впрочем, власти города уверяли, что собранные средства пойдут на борьбу с коронавирусом.

Большинство запретов были сняты с уменьшением числа заболевших COVID-19. Мы работаем, посещаем магазины, театры и кино, летаем на самолетах и ездим в переполненном общественном транспорте. Мы не можем только выражать свою гражданскую позицию - ограничения на проведение массовых мероприятий так и не были отменены.

Цифровизация по-московски сводится к максимальному контролю за населением (и его доходами). Выходит, правы те, кто считал, что для этого она в основном и задумывалась.

“Если не дают чаю, то давайте хоть пофилософствуем”

В чем цель создания “умного города”?

В идеале, город должен стать комфортнее, а жизнь людей - измениться к лучшему. “Причём нельзя подходить к вопросу строго утилитарно, то есть умный город — это не просто более быстрые машины или умные дома, это использование технологий для более общих и масштабных задач: рост экономики, новые способы образования, здравоохранения, познания и культуры”, - говорит Билл Хатчинсон, один из главных мировых экспертов в создании умных городов. . Умный город должен решать задачи создания рабочих мест, уменьшения количества чиновников и снижения стоимости работы правительства для государства.

Решает ли эти задачи наш “умный город”?

Внедрение системы ЕМИАС избавило от необходимости стоять в очереди в поликлиниках. Однако качество медицинской помощи, особенно в первичном звене, таково, что скоро отпадет необходимость в посещении поликлиник. Лечебные учреждения превращаются в офисы холдинга по оказанию медицинских услуг, из списка которых исчезает такая, как “врачевание”.

В 2019 году из бюджета Москвы на финансирование программы “Умный город” было выделено на 11 млрд рублей больше, чем в 2018 году. А на здравоохранение запланированное снижение финансирования на 2019 год составило 6 млрд руб.

Всего с 2012 года из бюджета Москвы на финансирование программы “Умный город” было выделено около 500 миллиардов рублей (с учетом средств, которые будут потрачены в 2020 году).

Московская электронная школа используется для решения организационных задач, контроля и выставления оценок, но для обучения она, по отзывам учителей, неудобна, уроки по ней по-прежнему не выдерживают никакой критики.

Городская система видеонаблюдения должна способствовать сокращению числа правонарушений. Однако из данных портала правовой статистики следует, что в 2019 году на территории Москвы было совершено 142081 преступлений - против 140542, совершенных в 2018 году.

Сервисы для граждан, призванные дать москвичам возможность взаимодействовать с правительством города и влиять на его жизнь, превратились в “сервисы отписок”. “Наш город” работает таким образом, что пользователь может выбрать из списка предложенных проблем, остальные просто не проходят модерацию. Стандартные проблемы ЖКХ решаются оперативно, по всем же остальным вопросам, жалуются пользователи, чаще всего приходят отказы. “Портал создан для того, чтобы показать отсутствие проблем и не вскрывать действительные проблемы”, - вот в общем виде наиболее часто встречающийся отзыв о работе портала. “Активный гражданин” по существу служит лишь для создания у горожан иллюзии участия в жизни города: “Горожанам предлагается, например, выбрать темы тренингов в каком-либо образовательном центре, но нет кнопки "я не хочу, чтобы вы вообще создавали очередной инстаграмный образовательный центр за пару миллионов долларов!"

А лабиринты логики электронных голосовых помощников, повсеместно заменивших операторов, совершенно непреодолимы для некоторых, особенно для пожилых, граждан.

Госуслуги могут работать эффективнее - мы имели возможность в этом убедиться, когда перед голосованием по поправкам семьи с детьми получили единовременные выплаты. Тогда и в самом деле понадобилось минимум времени и усилий, чтобы их получить.

Если московскому правительству, налоговой, соцслужбам и дептрансу так много о нас известно, почему возникают сложности с оформлением социальных пособий, своевременным извещением о положенных льготах и выплатах? Заодно решилась бы и задача сокращения чиновничьего аппарата.

Итак, “Большой брат”, игрушка для технократов или город для жизни?

Все рассуждения о том, как сделать “умный город” комфортным для жизни, упираются в вопрос о том, для чего он создавался: для денег, для контроля или для людей? Потому что за информационными технологиями стоят те, кто их применяет, преследуя определенные цели. В зависимости от того, каковы это цели, город и становится более или менее “умным”, ведь совесть и чистые намерения всегда усиливают свойства ума.

Программа успешно реализовалась в части решения утилитарных задач, но не концептуальных. В данном случае удобство и комфорт - не синонимы.

Недаром аналитики отмечают, что впервые за долгий период наблюдается активный отток населения из Москвы. И причина тут не только и не столько в пандемии, так как тенденция наметилась еще в 2018 году. Просто в городе с населяющими его людьми перестали видеть живой организм.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...