С какой целью в колледжах сократят количество профессий?

5 минут

Автор: Виктория Лисунова

На днях стало известно, что Министерство просвещения РФ снова планирует внести свои коррективы в образовательную деятельность. Число специальностей в учебных заведениях среднего профессионального образования, как выяснилось, сократят в два раза. Вместо 500 позиций останется лишь половина, а именно – 250 профессий.

Такое преобразование имеет социально значимый характер. Он направлен в первую очередь на улучшение формата и качества образования. Было принято решение не просто сократить количество учебных специальностей, а совершить их объединение. В результате этого планируется сокращение сроков обучения на некоторых профилях.

«Многие программы, — объяснил замминистра Дмитрий Глушко, — будут объединены или трансформированы. Другие — переведем на уровень профобучения, то есть на «короткие» программы, которые также можно будет дополнительно и, главное, быстро освоить во время обучения в колледже, по принципу конструктора компетенций по выбору колледжа или студента. Но главное, за счет чего произойдет это укрупнение, — совершенно новый способ формирования государственного образовательного стандарта (ФГОС)».

Цель нововведения – сделать будущих профессионалов своего дела максимально универсальными специалистами в определенной области. Например, действующие три профессии — мастер общестроительных работ, арматурщик и слесарь по строительно-монтажным работам — укрупнятся в одну профессию с широким набором квалификаций, указал замминистра. В реалиях современного мира такой подход позволит легче находить работу, имея разные навыки и умения.

Данный формат немного схож и одновременно противоположен американской системе образования. Дело в том, что в США существует свое понятие универсальности. Оно скорее преследует цель показать каждому студенту то, что он может быть разносторонним. Их обучение делится на специальность «Major» и специальность «Minor».

Что означают эти понятия

Major – это изучение основной, первоначально выбранной студентом специальности. На этом профиле обучения студент получает специальные углубленные знания и необходимые профессиональные компетенции. На Minor студент получает вторую специальность, противоположную основной. Стоит отметить, что это происходит одновременно, но Minor занимает меньшую часть учебного плана. По окончании учебного заведения благодаря Minor студент получает дополнительную квалификацию и шанс найти свое рабочее место. Такая модель обучения практикуется в таких российских учебных заведениях, как НИУ ВШЭ и РАНХиГС.

Получение образования в коллежах хотят сделать более привлекательным и удобным для студентов, сократив сроки обучения по отдельным программам. Корректировка учебного плана может привлечь внимание многих абитуриентов. «Зачем учить специалиста 4 года, если за счет более интенсивных и качественных программ его можно выпустить на рынок труда раньше? Жизнь ускоряется, и мы действительно планируем сокращение сроков обучения по отдельным программам. Не радикально, нет. Где-то на два года, где-то на год, а где-то всего на несколько месяцев. Это сокращение должно лишь увеличить интенсивность практического обучения. И опять же, повторю, необходимые компетенции студент сможет «добрать» дополнительно к основной профессии», – сказал Глушко.

У нас в России в учебных заведениях тратится весомое количество времени на бесполезные дисциплины. Слишком много льют воды в результате чего люди могут не получить основательных знаний, а то и вовсе отчислиться до начала профильных лекций. Это говорит о том, что на первых нескольких курсах в расписании присутствуют совершенно ненужные предметы. Конечно, быть всесторонне развитым важно и нужно, но встретить интересного преподавателя по предмету, так сказать, расширяющему кругозор, настоящая редкость. Получается, что сначала в школе человек проходит общеобразовательную программу, а затем в среднем и высшем заведениях.

Не полезнее было бы уделить больше времени дисциплинам, направленным на профиль обучения?

В большинстве случаев учиться в колледжи идут те люди, которые хотят раньше выйти на работу и начать зарабатывать. Сложность состоит в том, что для того, чтобы устроиться на престижное место в солидную организацию, обязательно необходим опыт работы. По правде говоря, сейчас в большинстве мест имеет большое значение этот пункт. В ином случае, будет очень сложно найти работу. Но как нарабатывать этот самый опыт, если во время обучения студент должен учиться? Обычно в учебных заведениях очень остро реагируют на работающих студентов. Это может привести к череде конфликтов, а если человек будет систематически пропускать занятия и не успевать усваивать учебный материал, то это может закончиться отчислением.

В обучении очень важна практика, но вместо нее многие студенты получают лишь ненужные знания или галочку для отчетности, что она у них была. Важно, чтобы руководство образовательных заведений были заинтересованы в обеспечении своих студентов должными стажировками. В связи с этим Минпросвещения намеревается создать при колледжах малые инновационные предприятия, на которых студенты смогут не проходить бесплатную практику, а работать и зарабатывать.

«Я верю, что они приживутся и будут эффективны, — отметил Дмитрий Глушко. — Причем не для того, чтобы малый бизнес пришел и за минимум денег использовал инфраструктуру образовательной организации. А для того чтобы студент получил свой первый опыт взаимодействия с рынком, который порой достаточно хищно ведет себя по отношению к молодым специалистам. Чтобы студент получил производственную практику и у него сформировалась определенная финансовая грамотность».

Из заявленных нововведений можно сделать вывод, что систему среднего профессионального образования хотят полностью переделать и подстроить под сегодняшние реалии. Также отмечается, что в ССП планируют ввести обязательную государственную экспертизу учебников для исключения из них устаревших сведений и информации с сомнительной достоверностью, так как достаточное количество данных в наши дни может быть уже неактуально.

Некоторые специальности среднего образования, преподаваемые в колледжах, уже давно можно получить, пройдя какие-нибудь курсы. Они утратили смысл обучения длительностью в 4 года, так как есть возможность освоить весь необходимый и важный материал всего за пару месяцев. Ввиду этого учебным заведениям среднего профессионального образования стоит задуматься об обучении на некоторые специальности полностью в режиме онлайн.

Стоит надеяться, что образование в колледжах действительно станет намного качественнее. Ведь большинство студентов выбирают среднее специальное образование, так как оно считается более доступным. По этой причине качество преподаваемых знаний в таких учебных заведениях страдать ни в коем случае не должно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...