Влияние компьютерных игр на мозг человека

4 минуты

Автор: Виктория Лисунова

Любителей компьютерных игр довольно много. Их популярность растет с каждым днем. Люди совершенно разных возрастов предпочитают проводить свое свободное время в виртуальном пространстве. Одни исследователи утверждают, что видеоигры отрицательно влияют на человека, на его взаимоотношение с окружающими людьми, на успеваемость в учебном заведении и продуктивность на работе, а также усугубляют усвоение новой информации. Другие же наоборот считают, что компьютерные игры повышают стрессоустойчивость, положительно влияют на социальные навыки геймеров и снижают количество преступлений в реальной жизни.

Существует огромное количество компьютерных игр разных жанров. Каждый пользователь выбирает для себя подходящий из всей классификации возможных: экшн, симуляторы, стратегии, спортивные, ролевые игры, головоломки, логические, пазлы, традиционные, настольные и текстовые. Однако общественной проблемой считают видеоигры, в которых есть сцены излишней жестокости и насилия.

На разных видеоиграх можно встретить специальную возрастную маркировку. С 1994 году за нее отвечает негосударственная некоммерческая организация Entertainment Software Rating Board (ESRB). Перед выпуском игры на рынок создатели обязаны отправить в ESRB сценарий игры, описав подробно все ее эпизоды. По итогам ESRB игре присваивает возрастной рейтинг. Помимо американской организации ESRB существуют и другие регуляторы: Европейская организация PEGI и РСВР («Российская Система Возрастных Рейтингов») в нашей стране.

По результатам исследования ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) за 2019 год в видеоигры играли 19% россиян. При этом около половины опрошенных заявили, что никогда не играли в них (48%), а треть респондентов перестали, но играли раньше (33%). Оказалось, что каждый пятый из опрошенных россиянин в возрасте 18 лет и старше пробовал играть в видеоигры. Самой играющей аудиторией оказались молодые люди в возрасте 18-24 лет, из них играют/играли до 40%.

Каким же образом видеоигры влияют на мозг человека? Для того чтобы это узнать, был проведен ряд исследований, в которых изучалось влияние компьютерных игр на когнитивное развитие человека. Согласно исследованию, проведенного под руководством директора Рочерского центра нейровизуализации Дафны Бавельер, человек, играющий умеренно, имеет большую склонность к обучению новым сенсомоторным навыкам, чем люди не играющие вовсе. В калифорнийском университете в США пришли к выводу, что увлечениями компьютерными играми в жанре квест, человек может улучшить свою память. Ученые лондонского университета королевы Марии и университетского колледжа Лондона сделали вывод, что компьютерные стратегические игры могут улучшить наши способности к анализу и обучению на основе опыта.

Помимо улучшения памяти, внимания, мышления и интеллектуальных функций увлечения видеоиграми отчасти способствует развитию коммуникативных способностей. Так в 2015 году Pew Research Centre провели опрос среди подростков, которые увлекаются видеоиграми. Дети признали, что такое времяпровождение помогает им проводить время с друзьями и заводить новых. Стоит отметить, что такая возможность коммуницировать друг с другом была отличным способом не терять общение во время самого первого локдауна в 2020 году.

Постепенно все переходит в онлайн среду. Видеоигры не так давно начали использовать и в образовательном процессе для вовлечения большего количества слушателей, так как в этом случае обучение проходит не только в форме пассивного слушания или чтения. Таким образом, даже современное образование уже делает первые шаги в геймификацию процесса обучения. Данный пример использования компьютерных игр, бесспорно, носит положительный характер.

Некоторые люди твердо выступают за то, что видеоигры провоцируют агрессивное поведение и ухудшают отношения с родителями у подростков. Как правило, большая часть россиян, особенно представители пожилого населения, негативно относятся к тому, что их близкие играют в видеоигры. Есть и те, кто полагают, что частое времяпровождение в виртуальном мире и увлечение видеоиграми провоцируют склонность к насилию и могут стать одной из причин, побуждающих молодых людей к совершению шутинга в учебных заведениях.

«Не секрет, что многие из них с головой уходят в социальные сети и компьютерные игры, напрочь забывая о реальной жизни. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети и подростки научились различать, как писал Владимир Маяковский, "что такое хорошо и что такое плохо"»,— рассказал председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин в интервью ТАСС .

В Китае, например, власти решительно выступают за то, чтобы подрастающее поколение не играло слишком много в онлайн-игры. По новым правилам игровые платформы могут оказывать услуги несовершеннолетним только с 8 до 9 вечера по пятницам, выходным и официальным праздничным дням. Об этом говорилось в официальном СМИ Китая «Синьхуа». Ранее играть можно было по полтора часа в будни и по три часа в выходные дни, а запрет действовал только ночью с 10 вечера до 8 утра. В свою очередь такое цифровое развлечение назвали «духовным опиумом».

Кто бы, что не говорил, но зависимость от компьютерных игр точно существует. Иногда люди посредством игры в компьютер пытаются уйти от волнующих жизненных ситуаций. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала одиннадцатое издание Международной классификации болезней (МКБ-11), которое вступит в силу не ранее 2022 года. В этот перечень впервые была включена зависимость от онлайн- и видеоигр. Диагноз будет ставиться в том случае, если у человека из-за игр на протяжении года будут возникать проблемы в жизни, работе или учебе.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...