Автор: Виктория Лисунова
В конце 2019 года было принято решение о сносе в Москве одного из крупнейших кинотеатров России, СНГ и Восточной Европы под названием «Соловей». О закрытии полюбившегося многим места говорилось в письме от лица создателя Юрия Соловья и директора по репертуару Владимира Медведева, опубликованного на сайте столичного киноцентра. На месте «Соловья» предполагалось возвести комплекс зданий, но, тем не менее, это строительство до сих пор покрыто неизвестностью и вызывает ряд острых вопросов.
Кинотеатр «Соловей» имеет довольно насыщенную историю. Дворец кино построили в 1989-м году на средства Союза кинематографистов СССР. Еще в 1980-х годах было принято решение объединить будущий киноцентр с соседним зданием венгерского торгового представительства, построенного в начале десятилетия. Здание выполнили в стиле советского модернизма, с облицовкой фасада из натурального камня. Стоит упомянуть, что раньше на месте киноцентра располагались Пресненские бани купца Петра Бирюкова, снесенные в 1880-м по причине расширения улицы Красная Пресня.
В киноцентре располагался Государственный центральный Музей кино. Помимо показа классических фильмов мирового кино там проходили лекции по истории киноискусства. В 1991 году в подарок от знаменитого французского режиссера Музей кино получил одну из первых, появившихся в России, систем объемного звука DOLBY-stereo. После распада СССР в 90-х годах в киноцентре работал ночной клуб «Арлекино», вместо которого потом появились «Инфинити» и «Бархат», а также казино и рестораны.
«В 90-е здесь шли не только показы, но творческие вечера, встречи с кинематографистами. В самые трудные времена Киноцентр не прекращал работу, даже когда кинотеатры в 90-е повсеместно закрывались. Например, «Титаник» в 1998-м в Москве вышел всего в четырех кинотеатрах: «Пушкинском», «Киномире», «Ударнике» и в Киноцентре», – рассказывал директор по кинорепертуару Владимир Медведев «Новой газете».
Союз кинематографистов вышел из числа собственников в 2005 году, в том же году был выселен из здания на Красной Пресне и располагавшийся там ранее Музей кино. По итогу киноцентр ушел к частным собственникам и переходил из рук в руки. В 2007 году владельцами здания стали братья Меркины. Киноцентр был независимым кинотеатром, который не входил ни в одну киносеть.
Многим «Соловей» известен как «Киноцентр на Красной Пресне». Ведь дело в том, что свое современное название он получил лишь в 2011 году в честь своего создателя Соловья Юрия Васильевича. Смену имени приурочили к расширению площади кинотеатра до 23-х залов. С помощью своего ребрендинга руководство «Соловья» хотело привлечь внимание большего количества зрителей.
У этого кинотеатра была одна особенность, которая выделяла его среди остальных – он работал «по парижской» системе, которая предполагала показ кинолент до тех пор, пока на него ходят зрители. Самый продолжительный показ шел в кинотеатре целых 37 месяцев. Фильмом, который побил все рекорды, стала французская романтическая комедия 2001 года режиссёра Жан-Пьера Жёне «Амели».
Для «Соловья» было важно учитывать предпочтения своих кинозрителей не только при формировании своего репертуара, но и в установке цен на билеты. Этот кинотеатр привлекал посетителей возможностью посмотреть хорошее кино по низкой стоимости. По этой причине многие люди, в особенности школьники и студенты, выбирали именно «Соловей» среди ряда других современных кинотеатров. Их не отталкивала советская атмосфера, а, наоборот, в некоем роде она придавала своего особого шарма этому месту.
Желающих посмотреть кино в «Соловье» всегда было много. Расположившиеся в здании киноцентра 24 зала, 14 из которых показывали фильмы в 3D, вмещали в себя около 2 тысяч мест. Ежедневно там показывали более 50 фильмов, а в ноябре 2012 был зафиксирован рекорд – 62 киноленты. По результатам ежегодного исследования Фонда кино «Российская киноиндустрия» в 2019 году кинотеатр «Соловей» оказался самым посещаемым кинотеатром России. Тем не менее, по кассовым сборам он оказался на пятом месте – за один сеанс наработка составляла около 9 тысяч рублей.
Слухи о возможном закрытии «Соловья» появились давно. Говорилось, что это может произойти из-за несоответствия здания требованиям пожарной безопасности, что провоцирует риски повторения трагедии в «Зимней вишне». В октябре 2018 года правительство Москвы утвердило снос Киноцентра и размещение на его месте общественно-деловых объектов различного вида, в том числе гостиниц, учебно-образовательных, культурно-просветительских, торгово-бытовых, лечебно-оздоровительных и спортивно-рекреационных объектов. В защиту Киноцентра собирали различные петиции, обращались к мэру столицы Сергею Собянину. Против сноса «Соловья» выступал и кинорежиссер Никита Михалков.
Снос киноцентра «Соловей» начался 4 декабря 2019 года. Стоит отметить, что представитель собственника сообщал, что проект нового здания также предполагает обустройство пяти кинозалов, однако данная информация никакими документами не подкреплялась. Важно упомянуть, что сами собственники здания никогда не имели отношения к кинопрокату, которым занимался арендатор здания Соловей Юрий Васильевич, создавший Киноцентр.
«Меня смутил тот факт, что количество обещанных кинозалов сократили с пяти до трех. И где гарантия, что в процессе строительства их не сократят еще? Конечно, ответ [главного архитектора москвы] Кузнецова дает хоть какую-то возможность требовать от застройщика выполнения обещаний, данных им ранее. Ведь предполагалось, что будет пять кинозалов, в том числе и детские. Я думаю, что не стоит исключать вероятность того, что про кинозалы в итоге вообще забудут. Тем более, что проекта никто не видел, он закрыт от публики, от депутатов, получить его невозможно. Мы видели только эти «стаканы», которые продемонстрировал Кузнецов в своем Instagram. И в этих условиях, конечно, любые обещания крайне эфемерны, и верить им на 100% невозможно. А как-то повлиять на проект в условиях, когда фактически запрещены все митинги, пикеты, собрания, к сожалению, невозможно», – поделился с изданием «Московская газета» депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.
Киноцентр «Соловей» был значимым для многих местом в столице. Министр культуры РФ Владимир Мединский пообещал, что проблема с киноцентром «Соловей» будет решена. По его словам, правительство Москвы должно было провести переговоры с собственниками здания, чтобы система показа авторского кино в том или ином виде в центре Москвы сохранилась.