Модернистское наследие Москвы. ЮЗАО

3 минуты
Модернистское наследие Москвы. ЮЗАО

Автор: Елена Катунина

Несмотря на то, что последние 15 лет происходит постепенная переоценка архитектурного наследия эпохи советского модернизма, мы привычно считаем его фоном, естественным, уютным, но не представляющим особенной ценности. Отчасти потому, что многие здания 60-80 -х годов постройки устали, нуждаются в ревитализации или потерялись на фоне разрушившего их концепцию новостроя. Но если взглянуть на них заинтересованным взглядом, изучить историю, архивные фотографии, можно по-настоящему полюбить их.

Застройка Юго-Запада Москвы - предмет многочисленных исследований архитекторов, урбанистов и культурологов. Здесь проходили эксперименты по созданию первого советского массового жилья, и именно здесь началась история современного градостроительства столицы.

Так сложилось, что Юго-Западный округ - самый научный в столице. Здесь расположена Российская академия наук, ряд научно-исследовательских и известных столичных вузов. С самого начала эта территория задумывалась как научный кластер, а начало этой концепции положило строительство в 1949-1953 годах главного здания МГУ на Воробьевых горах.

В 70-е годы на пересечении Нахимовского проспекта и Профсоюзной улицы появился целый комплекс зданий НИИ. Лучшим из них было здание ИНИОН РАН.

Институт научной информации по общественным наукам перебрался в построенное по проекту Якова Белопольского здание в 1974 году.

Проект получился очень ярким и эффектным. Бассейн перед зданием, через который перекинули мостик к главному входу, был частью пассивной системы вентиляции. Два нижних глухих этажа представляли собой книгохранилища с новаторской системой доставки книг. Третий этаж - легкий и светлый читальный зал с ленточными окнами, внутри просторные читальные залы, разделенные прозрачными перегородками, потолок, прорезанный сотнями зенитных фонарей. Подобный прием использовал при создании библиотеки в Выборге Алвар Аалто, творчеством которого вдохновлялся Яков Белопольский.

фото 1.jpg

Здание ИНИОН пришло в упадок еще до пожара. Бассейн не заполнялся водой и дно его заросло травой. Мостик разрушался. Системы вентиляции и гидроизоляции были неисправны, как и электропроводка. В январе 2015 года случился мощный пожар, однако к счастью, архивы, насчитывающие около 10 млн. изданий, пострадали меньше, чем можно было ожидать.

После пожара здание могли запросто снести - уж очень лакомый кусочек представляет собой эта земля для застройщиков. Однако яростное заступничество профессионального сообщество спасло уникальное архитектурное сооружение, и сейчас его восстанавливают, обещав воссоздать исторический облик с минимальными изменениями.

Ансамбль научных зданий на Нахимовском проспекте включает построенное также по проекту Белопольского здание Центральной научной медицинской библиотеки Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (ЦНМБ). Так как здание ЦНМБ расположено в глубине парка, архитектор сделал фасады предельно простыми: глухие стена на пилонах, прорезанные ленточным окном, которое прерывается вертикальным остеклением. Внутреннее пространство было продумано создателями до мелочей. Библиотека сейчас нуждается в уходе и обновлении, как и здание Института океанологии имени Ширшова. Здание института океанологии РАН было окружено бассейном; по задумке Якова Белопольского, оно вырастало из воды. Бассейн ныне пуст, и мы лишены возможности оценить красоту замысла архитектора.

Выразительность формы зданий, цельность их композиции сегодня, к сожалению, трудно разглядеть среди современной застройки. Облик научного ансамбля уничтожили и две многоэтажки, зажавшие с обеих сторон бывшую доминанту, здание Центрального экономико-математического института с огромной лентой Мёбиуса на фасаде, которое создавалось по проекту Леонида Павлова, занимавшегося строительством дата-центров для советских суперкомпьютеров. Только старые фотографии, которые можно найти, например, на pastvu.com, дают нам представление о том, какими видели эти строения их создатели.

фото 2.jpg

фото 3.jpg

ЦЭМИ.jpg

Наша привычная модернистская среда стоит того, чтобы внимательнее к ней присмотреться. Ощущая себя частью эпохи, поколения, города, мы должны дорожить своей историей и относиться к этим зданиям, как к любимым, переживающим не лучшие времена, и учиться видеть их потускневшую с годами красоту. Как это зачастую бывает с недавним наследием, они недооценены современниками, и может случиться, что мы наконец поймем, как они нам дороги, только тогда, когда от них ничего не останется.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...