Автор: Елена Катунина
Мы собрали для вас любопытные факты о традициях празднования Нового года и Рождества, символах праздников и их главных героях.
Санта-Клаус
Прообраз Санта-Клауса – святой Николай, один из самых почитаемых святых, покровитель рыбаков, паломников, путешественников и детей, умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных. На Руси икону Николая Чудотворца раньше можно было встретить в каждом доме.
Есть легенда, рассказывающая о том, как святой Николай спас трех дочерей одного разорившегося человека от безбрачия и – хуже – публичного дома, подбросив в окно их дома три золотых слитка. Один из этих слитков случайно угодил в чулок девушки. Именно после этого появилась традиция вешать у изголовья или на камин носок в ожидании, что в нем окажется подарок.
В позднем средневековье празднование Рождества начиналось 6 декабря, в День святого Николая, и состояло оно из серии богослужений. В эти дни проходили ярмарки, где выпекались фигурные печенья в форме святого в облачении.
Возле церквей устраивались пышные празднества, в ходе которых разыгрывались события, описываемые в Ветхом и Новом Завете, чтобы с ним могли познакомиться бедняки, не умевшие читать.
В 1223 году Франциск Ассизский устраивает в небольшом итальянском городке Греччо первый рождественский вертеп и по его молитве кукольный младенец оживает. Отсюда ведет свое начало традиция рождественского вертепа – инсталляции с трогательной историей о рождении Христа в хлеву, в окружении домашних животных, поклонении пастухов и прибытии волхвов с дарами.
С началом Реформации начались гонения на святого Николая. По мнению основоположника Реформации, Мартина Лютера, святой Николай – идол, и он одаривает детей, не думая о душе и спасении. Лютер вообще обвинял католическую церковь в том, что она очень много внимания уделяет зрелищной, а не содержательной стороне.
Протестанты увезли святого Николая в Нью-Амстердам (нынешний Нью-Йорк), и он встречался в редких упоминаниях до тех пор, пока американский писатель Вашингтон Ирвинг, которого называют отцом американской литературы, не написал от имени выходца из Голландии Дидриха Никербокера слегка сатирическую «Историю Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии». Она была опубликована в 1809 году, но до сих пор в Нью-Йорке помнят выдуманного Ирвингом чудаковатого голландца.
Так же, как и первого Санту
Вымышленный автор «Истории Нью-Йорка» назвал его Синтерклаас и описал как полного, невысокого веселого голландца, одетого в нелепый меховой костюм, с венком из остролиста, курящего трубку, летающего в старом фургоне, запряженном лошадкой, и сбрасывающего в дымоходы подарки для послушных детей, как святой Николай.
В «Истории Нью-Йорка» содержатся не менее двадцати пяти упоминаний о Синтерклаасе. Но он лишь отдаленно напоминает того Санту, которого мы все знаем и любим. Современного Санта-Клауса, символ американских новогодних и рождественских праздников, спустя 14 лет придумал профессор-богослов Климент Кларк Мур, написавший стихотворение «Ночь перед Рождеством», а внешний облик создал талантливый манхэттенский художник-карикатурист Томас Наст. Он был первым, кто нарисовал Санту в красной куртке, подвязанным черным поясом с массивной пряжкой (традиционная деталь одежды голландских предков Санты), в красном колпаке с белым помпоном и в черных сапогах.
Затем Санта становится символом северных штатов, а когда начинается гражданская война Севера и Юга – и национальным символом, объединяющим всех американцев, вне зависимости от их убеждений и верований.
После Второй мировой войны Санта-Клаус приходит в Европу, где по-прежнему 6 декабря чествуют святого Николая, и происходит столкновение двух рождественских образов: дело дошло до того, что в Дижоне в 1952 году чучело Санта-Клауса, которого во Франции называют Пэр-Ноэль, Отец-Рождество, вешают на воротах церкви и сжигают, обвиняя в паганизации, т. е. в возвращении к языческому мировосприятию.
Рождественское дерево
Мы уже упоминали, что празднование Рождества начиналось 6 декабря и представляло из себя серию литургий и уличных представлений. В том числе разыгрывалась история грехопадения Адама и Евы, и в этих представлениях присутствовало дерево познания добра и зла. Чтобы всем было понятно, что это именно оно, его украшали яблоками и печеньями, которые отсылали к Евхаристии.
В XV веке это дерево носили по улицам, и это необязательно была ель. В некоторых языках новогодняя ель по-прежнему называется «рождественским деревом» (фр. arbre de Noel, ит. albero di Natale, исп. arbol de Navidad).
Согласно другой легенде, обычай наряжать елку появился благодаря Мартину Лютеру. Он гулял по лесу и заметил, как красиво искрится снег на еловых ветвях. Лютер был так впечатлен этим зрелищем, что поручил срубить ель, украсить ее и поставить в храме. Так это или нет, доподлинно неизвестно, но обычай украшать рождественскую ель свечами, отсылающий к праздничному богослужению, был введен во времена Реформации.
Привычный нам символ Нового года, а в западных странах – Рождества, главное зимнее дерево, возможно, уходит корнями в языческие легенды и празднования, например, в праздник Йоль в день зимнего солнцестояния. В этот день было принято украшать йольское дерево (были это омела, плющ или падуб).
Существует также миф, что обычай появился благодаря Святому Бонифацию. Он проповедовал среди язычников и срубил дуб, посвященный богу Одину, чтобы продемонстрировать слабость языческих богов. Тот упал и повалил все рядом стоящие деревья, кроме елки. Тогда Бонифаций назвал ее деревом младенца Христа.
На Руси популяризировать елку в качестве рождественского символа пытался Петр I. Традиция появилась в канун 1700 года, когда император издал указ, в котором говорилось, что Новый год в стране теперь отмечается не 1 сентября, а 1 января и что надлежит «по большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить».
Однако традиция прижилась не сразу. Лишь в начале XIX века императорская семья начала устраивать рождественские празднества для детей, где главным атрибутом была украшенная по европейской моде ель. Вскоре рождественские деревья появились на улицах городов и даже сел. После революции и «отмены» церковных праздников постепенно елка из рождественского символа стала новогодним.
Новый год в СССР
С 20-го по 35 год прошлого столетия проводилась целенаправленная борьба с традицией отмечать Рождество – вплоть до того, что ходили специальные «елочные комиссии», которые проверяли, есть ли в доме елка. Новый год, в отличие от Рождества, отмечать было можно.
Однако 18 декабря 1935 года в газете «Правда» выходит статья видного партийного деятеля Павла Постышева под названием «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!» Автор статьи обращался с призывом к комсомольцам и «пионер-работникам» устроить под новый год коллективные елки для детей вопреки желанию «загибщиков» лишить этого прекрасного удовольствия «ребятишек трудящихся Советской страны». Уже в этот же день в «Правде» была опубликована статья о том, что в Сокольниках организована елка для детей с праздничным катанием на санках, а на следующий день вышла заметка об открытии елочных базаров и о том, что жители всей страны празднуют Новый год с елкой. Таким образом, хотя Павел Постышев и считается человеком, заложившим традиции празднования Нового года с елкой, скорее всего, инициатива принадлежала Сталину или была согласована лично с ним.
В течение 36 года подробно разрабатывался сценарий и содержание этого праздника. Главного героя новогодних празднеств выбирали между Дедом Морозом, лешим, Петрушкой и просто зайчиком. Выбор был обусловлен, в том числе, популярностью оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», одним из героев которой и был Дед Мороз.
На создание оперы Римского-Корсакова вдохновила одноименная пьеса Александра Островского, в которой есть развернутая мифология; в ней Снегурочка предстает как дочка Деда Мороза.
Премьера оперы состоялась в феврале 1882 года на сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга.
Сами сказочные персонажи были выпестованы русской народной литературой: еще до появления пьесы Островского, в 1841 году, была написана В.Ф. Одоевским и опубликована в сборнике «Сказки дедушки Иринея» сказка «Мороз Иванович». А через 15 лет публикуются русские сказки под редакцией А.Н. Афанасьева, где есть «Морозко» в двух вариантах, и, еще через 10 лет, фундаментальное исследование А.Н. Афанасьева по славянской мифологии «Поэтические воззрения славян на природу», во второй том которого вошла сказка «Снегурочка».
Итак, Дед Мороз вовсе не родственник Санта-Клаусу, несмотря на все их сходство.
Стараниями методистов, разрабатывавших символику и сюжеты праздника, Снегурочка из дочки Деда Мороза превратилась в его внучку, потому что нужно было ввести в представление девочку, с которой проще было взаимодействовать маленьким детям.
Праздник проходил либо бессюжетно, песни и разные номера сменяли друг друга, либо, преодолевая различные препятствия, на праздник к детям спешили сам Дед Мороз или Снегурочка, либо нужно было вызволять из беды молодой Новый год. Силы зла были представлены неконкретно. Предполагались некие коллективные действия: нужно было вызывать Снегурочку или Деда Мороза или зажигать огоньки на елке.
Неполитический праздник исподволь наполнялся политическим содержанием: дети выходили к елке с портретами руководителей государства, подписывали им открытки с благодарностью «за счастливое детство», водили хороводы в костюмах, символизирующих молодые советские республики.
Новые символы идентичности
Возможно, вы не поверите, но традиции обязательного новогоднего просмотра кинофильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» в советское время не существовало. За всю историю СССР его показали в конце декабря-начале января всего пять раз – в 1976 (премьерный показ), 1979, 1983, 1989 и 1991 годах. В период же с 1991 по 2015 год его крутили в телеэфире целых 22 раза!
«Карнавальную ночь» – кстати, популяризовавшую традицию пить шампанское под бой курантов – показали в советское время всего однажды, 1 января 1982 года; начиная с 2007 ее показывают ежегодно.
Традиция новогоднего обращения главы государства в привычном нам формате – тоже совсем недавняя. Новогодние поздравления в советскую эпоху не были регулярными, кроме того, нередко вместо высшего руководства страны их зачитывали дикторы центрального телевидения. Еще при Б.Н. Ельцине обращения записывались не каждый год; жанр ежегодного обращения за пять минут до боя кремлевских курантов окончательно сложился при В.В. Путине.