Автор: Виктория Лисунова
В России может появиться налог на заграничные поездки. Предполагается, что в так называемый государственный фонд каждый покупатель тура за рубеж будет платить отдельный сбор. Но ключевой вопрос — на что пойдут собранные денежные средства?
Согласно нововведению, сбор при покупке пакетного тура за рубеж в случае создания государственного фонда для помощи туристам не превысит 100 рублей. Соответствующая инициатива создана по итогам анализа текущих проблем с финансовыми гарантиями туроператоров. В том случае, если такой сбор все-таки появится, то гарантии перед туристами могло бы взять на себя государство. Но это не единственное, на что может оказать влияние взимание такого налога.
Сохранность средств клиентов
Сегодня основная проблема заключается в том, что страховые компании отказываются от страхования ответственности туроператоров по выездному туризму. При этом фонд персональной ответственности, в который туроператоры регулярно делают отчисления, располагает такой возможностью, однако пользоваться этими деньгами они не могут. Создание отдельного фонда могло бы исправить нынешнее положение и избежать неприятных ситуаций, связанных с банкротством туристических компаний.
«Альтернативой существующим инструментам мог бы стать единый туристический сбор в государственный внебюджетный фонд с каждого реализованного выездного турпродукта, который оплачивал бы потребитель по аналогии с туристическим налогом. Гарантии перед туристами, в этом случае должно взять на себя государство», — отметил президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский.
Развитие внутреннего туризма
Одним из наиболее интересных аспектов этой темы является также возможность изменения динамики внутреннего туризма. В условиях, когда все больше россиян стремятся открывать для себя новые страны и культуры, введение данного налога может стать стимулом для развития внутреннего туристического рынка. Улучшение нынешних условий создаст новые возможности для местных туристических операторов и гостиничного бизнеса, которые смогут адаптировать свои предложения под потребности и интересы внутреннего потребителя. Например, развитие новых маршрутов, интересных туров и культурных программ может привлечь внимание тех, кто ранее предпочитал отдыхать за границей.
«<…> дивиденды от денежных средств, уплаченных в такой фонд, могли бы быть направлены на развитие инфраструктуры внутреннего туризма, например, на проект "Пять морей и озеро Байкал. <…> Это своеобразный туристический аналог экспортной пошлины, направленный на развитие внутреннего туризма и обеспечение защиты прав потребителей. Администратором и гарантом в этом случае должно выступить государство», — подчеркнул президент РСТ.
Увеличение потока туристов внутри страны будет способствовать активному развитию инфраструктуры. Если внутренний туризм начнет набирать популярность, это может побудить государство и частные компании еще больше инвестировать в улучшение транспортной доступности, создание качественных гостиничных комплексов и развитие сервисов в популярных туристических регионах.
Более высокий интерес к внутреннему туризму может положительно сказаться на сохранении культурного наследия и экологии. Когда россияне начнут исследовать свои края, местные сообщества смогут повысить осведомленность о ценности культурных традиций и природных ресурсов. В результате возникнет необходимость в проведении охранительных мероприятий и разработке программ по устойчивому развитию, что будет способствовать сохранению уникальности и разнообразия российских территорий.
Снижение стоимость заграничных туров
И, что немаловажно, введение такого налога, может повлиять на снижение стоимости заграничных туров, чего так сильно ждут тысячи россиян. Ведь сейчас с каждой путевки туроператоры вынуждены платить в фонды страхования ответственности перед туристами существенные денежные суммы.
«Речь не идет о новом налоге для туристов, как это сейчас преподносится. Наоборот, мы предлагаем инициативу, которая в перспективе сможет снизить стоимость выездных туров и сделать массовый выездной туризм более доступным для россиян. Сделать это предполагается через снижение излишних финансовых обременений, которые сейчас возложены на туроператоров по выездному туризму. Таким образом, мы говорим о модернизации уже существующего инструмента по обеспечению защиты прав потребителя и его перезапуске в целях более эффективной работы», — объяснил Уманский