Объективные новости через призму совести

(Не)добровольный переход на школьный мессенджер

16 декабря 2024
(Не)добровольный переход на школьный мессенджер

Автор: Елена Катунина

На образовательной платформе «Сферум» зарегистрировано почти 100% российских школ, техникумов и колледжей. Между тем родители и учителя жалуются на неудобства, связанные с переходом на «Сферум», отмечая, что регистрироваться в нем достаточно сложно. Некоторые педагоги говорят о том, что их заставляют «имитировать активность» на платформе и это отнимает у них много времени. Профсоюз «Учитель» направил в Минпросвещения РФ обращение по поводу принуждения учителей и родителей к регистрации на платформе. Минпросвещения утверждает, что принуждение – «перегибы на местах».

Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» является частью образовательной среды, создаваемой Минпросвещения и Минцифры в рамках нацпроекта «Образование» и работает с 2021 года.

Сервис для организации коммуникаций по учебным вопросам «Сферум» подвел предварительные итоги года: число пользователей превысило 30 млн человек, из которых 20 млн учащихся всех типов учебных заведений, 2,1 млн педагогов и 8 млн родителей; к сервису подключены около 80 тысяч образовательных организаций.

Чем оборачивается достижение этих показателей для современной школы?

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов считает, что развитие цифровой образовательной среды сегодня невозможно без этой платформы,а вице-президент по стратегическим проектам VK, руководитель «Сферума» Рустам Хайбуллов говорит, что за три года работы платформа стала основным способом регулярного общения по учебным вопросам.

Создатели платформы перечисляют ее преимущества, учителя жалуются на то, что активность на платформе спорадически и, главное, принудительно навязывается администрацией. Директора школ требуют от учителей организовать регистрацию детей и родителей, запугивают лишением премий, штрафами, административной ответственностью. Родители негодуют по поводу довольно сложного процесса регистрации, который включает скачивание приложения «VK-мессенджер», вход в него через «ВКонтакте» или «Госуслуги», создание отдельного учебного профиля и верификацию пользователя учебным заведением. Противники цифровизации образования указывают на то, что у детей появляется дополнительная возможность проводить время в Сети и не только ради учебных задач. Интеграция приложения с VK и «Госуслугами» вызывает у многих опасения из-за необходимости предоставлять персональные данные.

Складывается ситуация, когда интересы заказчиков, создателей и пользователей продукта не пересекаются.

В начале ноября профсоюз «Учитель» направил обращение в Министерство просвещения. В нем сказано, что, в нарушение статей ТК, руководство школ требует от учителей регистрироваться на платформе «Сферум» и обращаться к родителям и ученикам с таким требованием. В результате страдает имидж учителя, предстающего перед учениками и родителями в качестве бесправного человека, вынужденного выполнять заведомо незаконные распоряжения администрации. Учителя должны имитировать активность на платформе, тратить время на написание бессмысленных сообщений и обращаться к родителям с просьбами об участии в этой активности. Авторы петиции заявляют: «Мы не против прогресса, но против повального «добровольно-принудительного» участия в экспериментах».

Петицию подписали более 2 тысяч человек.

Минпросвещения в ответ направило в регионы разъяснение: принуждать к «Сферуму» нельзя. Письмо подписал директор департамента цифровой трансформации и приоритетных проектов А.В. Горобец. https://www.nakanune.ru/news/2024/12/10/22799397/

Однако в министерстве и раньше заявляли, что «Сферум» не является обязательным к использованию в образовательном процессе. https://www.nakanune.ru/news/2022/12/07/22690531/

Требования охватить как можно большее число пользователей то возникают, то снимаются. В октябре-ноябре количество жалоб на принуждение к работе в «Сферуме» стремительно росло; установку перейти на платформу до конца декабря получила начальная школа. В большинстве случаев руководство школ ссылается не на практическую полезность или удобство сервиса, а на распоряжения «сверху» и необходимость «выполнять показатели».

Поэтому и обвинения в лицемерии в адрес Минпроса выглядят небезосновательными.

У критически настроенной части педагогического и родительского сообщества навязывание сервиса вызывает вполне понятный протест: легко рапортовать о росте аудитории, если принуждать и не оставлять альтернативы. Учитель одной из московских школ рассказывает о том, что педагогам приказали перенести все чаты в «Сферум», а общаться в других мессенджерах запретили, так как там якобы не гарантирована защита персональных данных. Учителям новосибирских школ также поступил прямой запрет на использование для общения других мессенджеров, кроме «Сферума».

Некоторые учителя говорят, что административного давления не испытывают: по-видимому, многое действительно зависит от усердия администрации на местах. Однако если родители могут избежать обязательного активного присутствия на платформе, педагоги – лишь иногда, то для администрации под влиянием вышестоящего руководства это практически невозможно.

Читать все материалы