Автор: Виктория Лисунова
Российским отелям, начиная уже с 2025 года, могут предоставить возможность предлагать для своих гостей бронирование номеров по невозвратному тарифу. Это может стать важным шагом не только в развитии туристической сферы страны, но и оказать значительное влияние на рынок гостиничных услуг. Но что же конкретно изменится из-за введения этой концепции для самих отелей, а также для их гостей?
Невозвратный тариф — это тарифный план, при котором клиент обязан оплатить свое бронирование заранее и не может получить обратно деньги в случае отмены. Подобная концепция уже широко используется при продаже железнодорожных и авиабилетов, но теперь может затронуть в том числе и отельный бизнес. Соответствующие изменения в правилах предоставления гостиничных услуг подготовлены Минэкономразвития.
Совсем скоро туристы при бронировании номера в отеле смогут выбрать возвратный или невозвратный тариф. И если с возвратным все предельно понятно, то, уверенны, насчет невозвратного у многих уже возникают вопросы. Можно ли будет вернуть полную стоимость бронирования? Какие должны быть для это основания? Будет ли отличаться стоимость тарифов между собой?
«Невозвратное бронирование – вид бронирования, предусматривающий удержание исполнителем уплаченной ему платы (в полном объеме или в части) при отказе от бронирования или незаселении потребителя в средство размещения. Возможность выбора невозвратного бронирования предоставляется потребителям до заключения договора в качестве альтернативы возвратному. <…> При невозвратном бронировании исполнитель ожидает потребителя до времени заезда последних суток оплаченного бронирования, а в случае, если условиями бронирования предусмотрено, что часть оплаченного бронирования подлежит возврату - то последним днем считается день, плата за который удерживается по условиям бронирования», — говорится в документе Минэкономразвития.
Снижение финансовых рисков
Одним из основных преимуществ невозвратного тарифа для гостиниц является снижение финансовых рисков и уровня неопределенности. Невозвратные тарифы обеспечивают отелям более стабильный поток доходов, так как они получают оплату заранее. Это позволяет гостиницам лучше планировать бюджет, так как они могут точно прогнозировать поступления от бронирований на определенный период.
Уменьшение уровня неопределенности
Кроме того, такие тарифы уменьшают риск потерь от неиспользованных бронирований. С учетом того, что невозвратные тарифы часто предлагаются по более низкой цене, они могут привлекать гостей, которые уверены в своих планах и не собираются отменять поездку.
Увеличение числа спонтанных туристов
С введением невозвратных тарифов гостиницы могут привлечь спонтанных туристов, например, тех, кто бронирует отель накануне своего приезда. В условиях высоких цен на путешествия, такая возможность может послужить приятным бонусом, а также стать решающим фактором в реализации поездки.
Действительно ли будет снижена стоимость?
Вероятно, за выбор возвратного тарифа могут начать требовать оплату сверху невозвратного, как, например, при приобретении авиабилетов. Если так произойдет, то спрос наоборот может сократиться, это нужно иметь ввиду.
«Единственным результатом такого решения станет то, что повысятся тарифы в гостиницах. Они и без того растут весьма быстро. За прошлый год, по данным, которые мне встречались, они выросли где-то от 14% до 20%. Уже с начала этого года, по данным Росстата, за первые 50 дней этого года по 19 февраля рост цен в номерах в гостинице «три звезды» составил 2,71%, в гостинице «четыре-пять звезд» — еще выше. Если такими темпами дело пойдет, они у нас увеличатся еще на четверть. Мы наблюдали, как это происходило с авиабилетами после того, как вопреки действующей до сих пор норме закона о защите прав потребителей, которую сейчас как раз и предлагают изменить, было законодательно разрешено авиаперевозчикам продавать невозвратные авиабилеты. Последствия были одни — все билеты стали невозвратными. За то, чтобы купить билет на условиях возвратности, приходится платить больше. Также произойдет и с местами в отелях.», — подчеркнул председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
Вернуть денежные средства по невозвратному тарифу можно, однако для этого должны быть серьезные основания, подтвержденные документами. Например, болезнь или смерть родственника, включенного в бронь, введение режима ЧС в РФ или в месте расположения отеля, призыв на военную службу по мобилизации.