Объективные новости через призму совести

Почему уроки в школах превратились в марафон непосильных тем?

11 октября 2025
Почему уроки в школах превратились в марафон непосильных тем?

Автор: Миллер Александра
Картинка сгенерирована Шедеврумом

В современном образовательном процессе всё чаще можно услышать мнение о том, что школьные уроки стали настоящим марафоном крайне сложных в освоении тем. Это вызывает обеспокоенность среди родителей и педагогов, а также становится предметом дискуссий в обществе. В данной статье рассмотрим основные причины этого явления и попытаемся рассказать о путях решения данной проблемы.

1. Перегрузка учебной программы

Недавно Анзор Музаев, будучи главой Рособрнадзора, заявил, что до трети школьной программы сейчас перегружено непростыми темами для учащихся. Согласно анализу экспертного сообщества вузов, от 15 до 30% предметов стандартной программы заполнены темами, которые еще во времена Советского Союза нередко преподавали в конце второго курса высшего учебного заведения.

Из-за этого учителя вынуждены пропускать темы. Кроме того, есть темы, которые попросту не удается освоить в силу возраста детей.

К причинам перегрузки можно смело отнести, во-первых, сами учебные программы, сформированные по принципу «каждый урок – новая тема». Во-вторых, идеи чиновников ориентированы на проведение множества тестирований и контрольных работ. В-третьих, ввиду объема мероприятий и задач преподаватели вместо опросов и дискуссий дают ученикам самостоятельные работы.

Впрочем, перегрузка в процессе учебы может негативно сказаться на физическом и ментальном здоровье детей.

2. Нарушения норм СанПиНа

Сегодня, по СанПиНу, в первом классе предлагается максимальная урочная загрузка до 21 часа, каждые четыре дня по четыре урока и один день – пять с учетом физкультуры, а для всех классов выполнение «домашки» должно занимать не более 1,5 часа в день. Тем не менее нормы нарушают и делают это с «началки». Вместо облегченного режима – три урока и прогулки – в первые месяцы учебы первоклассникам начинают давать на дом задания уже с сентября.

3. Стандарты и требования

Учителя из-за олимпиад, экзаменов и ради высоких результатов стараются «впихнуть» в головы учеников как можно больше информации. Это может привести к тому, что уроки становятся более интенсивными и менее ориентированными на понимание материала. В итоге у детей плохо развивается критическое мышление и способности применять знания на практике. Многим в 9-м и 11-м классах и вовсе говорят, что пора выбрать, чем хочется заниматься в будущем, и что без необходимого количества баллов не получится поступить в вуз, а значит, найти хорошую работу и состояться в жизни.

4. Отсутствие индивидуального подхода

В условиях большого класса и ограниченного времени учителя не всегда способны уделять достаточно внимания каждому ученику. Это может привести к тому, что некоторые дети будут испытывать трудности с пониманием материала. Поэтому достаточно часто к поиску ответов на вопросы и помощь с домашней работой, включая презентации, рефераты и сочинения, привлекают родителей. А это не всегда эффективно и может привести к бессмысленному конфликту.

5. Недостаток времени на практическую работу и отсутствие мотивации

Когда не хватает времени на объяснение теории, то на закреплении знаний через практические задания его уж точно не остается. В дальнейшем ученики не научатся применять знания на практике, что может затруднить их дальнейшее обучение и профессиональную деятельность. Отсутствие практических занятий может снизить интерес к предмету и мотивацию к учёбе.

Что же необходимо сделать, чтобы разгрузить детей?

Тут мнения экспертов разошлись. Одни считают, что следует разработать новые нормы, другие уверены, что многое зависит от родителей. Предельно ясно одно: единого или простого пути нет.

  • Оптимизация учебной программы. Необходимо пересмотреть учебную программу с учётом возрастных особенностей и потребностей учащихся. Это может включать в себя сокращение количества предметов, объединение связанных тем или введение более гибкого подхода к планированию уроков.
  • Изменить методики и содержание обучения. Например, в «старые» предметы добавляются новые. Из школьной программы убрать что-либо кажется невыполнимой задачей. Да и сами учителя-предметники кричат о нехватке часов.
  • Согласовывать учителям общую нагрузку, задавая домашнюю работу.
  • Повышать квалификацию учителей.
  • Запускать более методически выверенные учебники.
  • Разрешать ученикам оставаться в школах для выполнения домашних заданий.
Читать все материалы