Автор: Елена Катунина
Председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил комплексный план мероприятий по улучшению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года.
План предполагает:
обновление ФГОС и общеобразовательных программ, создание новых учебников и учебно-методических пособий;
повышение уровня подготовки учителей математики и естественно-научных предметов, уменьшение дефицита педагогов;
усиление профориентации школьников;
улучшение системы управления качеством образования по математике, физике, химии и биологии;
введение обязательного вступительного испытания по физике на инженерные направления и по математике, физике, химии и биологии на профильные направления в педагогических вузах.
Планируется омолодить педсостав: к 2030 году доля учителей математики и естественно-научных предметов в возрасте до 35 лет должна составить 30%, а также обеспечить ежегодный рост на 10% числа школьников, изучающих математику и естественно-научные предметы углубленно или на профильном уровне.
Доля учащихся, выбравших единый государственный экзамен по профильной математике и естественно-научным предметам, должна равняться 35% (в 2023 году экзамены по профильной математике сдавали 45% выпускников, по биологии — 17%, по физике — 14%, по химии — 12%).
О сроках
К 2026 году для всех инженерных специальностей должен быть введен обязательный ЕГЭ по физике.
В 2027 году будущие учителя должны будут выбрать ЕГЭ по тому предмету, который они намерены преподавать по окончании вуза.
Обновление ФГОС и основных учебных программ в области математики и естественных наук должно быть завершено к 2026 году.
К 2027 году планируется разработать новые учебники по математике, химии и биологии.
Итак, в обозримом будущем педагоги должны будут освоить новые стандарты, а также подготовить выпускников 2025/26 учебного года к ЕГЭ по физике, а годом позже – поступающих в педвузы к экзаменам по математике, физике, химии и биологии.
Почему предпринимается очередная попытка решить проблему качества образования?
В 2023 году, который был, напомним, объявлен Годом педагога и наставника, из школ ушло рекордное число учителей – 193,5 тыс.
Эти цифры ужаснули, однако Минпросвещения заявили, со ссылкой на данные Федерального института цифровой трансформации в сфере образования, что «появившаяся трактовка официальной статистики про уволившихся 193,5 тыс. учителей в 2023 году некорректна». Если смотреть на общую картину, учитывая и уволившихся и устроившихся на работу педагогов, то получится, что система образования не лишилась кадров, а наоборот, даже приросла ими. И в самом деле, по официальным данным, в российские школы приняли на работу в 2022/23 учебном году более 198 тыс. педагогических работников.
Также в министерстве отметили, что в данных учитываются все увольнения в целом, хотя не всегда это подразумевает уход работника из системы среднего образования – сотрудники могут переходить в другие школы или менять должности, продолжая работать в системе образования.
Но даже с это й поправкой нужно отметить, что отток педагогических кадров ускорился – для сравнения, в 2017 же году из школы уволились 141,8 тыс. учителей, то есть меньше на треть.
Данные за 2024 год не публиковались, но известно, что острый дефицит кадров в российских школах сохраняется. Сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий перед началом учебного года рассказал Общественной службе новостей: «По разным подсчетам, в стране сейчас не хватает от 20 до 250 тысяч учителей. И это относится не только к маленьким городам, это относится и к Москве, и к любому другому городу».
Среди основных причин массового увольнения педагогов Луховицкий назвал низкие зарплаты, но дело не только – и не столько – в них: «Учителям постоянно, каждый год, предъявляют все новые и новые требования, произвольно меняют программы ‹…› все больше заставляют проходить различные проверки, мониторинги».
Хуже всего обстоит дело с учителями математики, информатики, физики. Такие предметники, да еще способные подготовить к ЕГЭ – на вес золота. В октябре 2023 года были опубликованы данные мониторинга вакансий в школах, согласно которым в 40% российских школ не хватало педагогов. О недостатке математиков сообщили 43,8% директоров школ, физиков – 22,4%.
Почему учителя уходят из школы?
Об этом лучше спросить самих учителей. Чаще всего в качестве причин указывают низкую зарплату, непомерно высокую и все возрастающую нагрузку, кризис доверия между учителями и родителями, административное давление, отчетность, отнимающую массу времени и сил: «Мы должны создать интерес учителей к работе, по возможности препятствовать их выгоранию, сохранить возможности развития, сделать труд достойным и высокооплачиваемым. ‹…› Ни по одной позиции нет ощущения улучшения. Сегодня мы скорее проедаем потенциал педагогов, их мотивацию, внимание к нашим детям и не даем развивать и расширять».