Объективные новости через призму совести

Семейное обучение

10 сентября 2025
Семейное обучение

Автор: Елена Катунина
Источник изображения: www.gazeta.ru

Число детей, находящихся на семейном обучении, в последние годы растет. В поисках точных цифр приходится ориентироваться на статистику Министерства просвещения, однако многие считают ее заниженной, так как она учитывает только тех детей, которые проходят аттестацию в школах, и это не все «СО-шники». Расскажем о том, что такое семейное обучение, почему его выбирают, в чем его минусы и каковы перспективы

Что такое семейное обучение

Семейное обучение – альтернативная форма обучения, за результаты которого берут на себя ответственность родители.

Российское законодательство позволяет переводить на семейное обучение по желанию ребенка при условии, что родители готовы отвечать за образовательные результаты. Перейти на семейное обучение можно в любое время: в середине учебного года, после его окончания. Для этого даже не понадобятся справки о состоянии здоровья или доказательства того, что ребенку некомфортно в классе или школе. Родители или законные представители должны лишь уведомить о смене формы учебы, иначе, если ребенок просто перестанет посещать школу, это может быть расценено как недобросовестное исполнение родительских обязанностей.

Также закон позволяет совмещать несколько форматов обучения: часть предметов изучать в стенах школы, часть – самостоятельно.

На семейном обучении можно посещать школьные кружки, школьных специалистов, пользоваться школьной библиотекой.

Каковы плюсы и минусы семейного обучения

Семейное обучение позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию, если ребенок отстает от программы или, наоборот, опережает ее. Вы не сможете полностью игнорировать те предметы из школьной программы, которые, по вашему мнению, вам не нужны – их придется сдавать при прохождении аттестации. Но сможете уделить им лишь необходимый минимум времени, сосредоточившись на важном.

СО выбирают сторонники анскулинга, придерживающиеся идеи максимальной личной свободы.  Оно подходит тем семьям, которые часто переезжают. Также семейное обучение – иногда единственный выход для детей, которые планируют связать свою жизнь с профессиональным спортом и искусством и посвящают тренировкам и занятиям большую часть времени.

К нему обращаются в случаях, когда у ребенка есть индивидуальные психологические особенности или не складываются отношения с учителем или сверстниками. Другие причины – недовольство школьной программой, содержанием образования или его организацией, отсутствие в регионе проживания доступного образовательного учреждения с хорошим уровнем преподавания.

Почему же, несмотря на все преимущества и на лояльность российского законодательства в этом вопросе, доля детей на семейном обучении не очень велика?

Родители, переводящие детей на СО, сталкиваются с рядом сложностей. В их числе организационные – непросто настроить учебный процесс так, чтобы ребенок получил весь необходимый объем знаний.

И если родители младшеклассников вполне могут сами объяснить материал школьной программы, то в старшей школе, когда появляется много разных предметов, потребуется привлекать репетиторов, обращаться к услугам платных онлайн-школ. Для отдельно взятой семьи это довольно энергозатратно и дорого. Выход для родителей – объединяться с единомышленниками и создавать семейные классы, брать на себя функцию учителей или вместе оплачивать услуги приглашенных педагогов.

В этом случае еще и решается самая, пожалуй, важная проблема для детей на СО – отсутствие социализации. Навык социального взаимодействия не менее важен, чем школьные знания; от того, насколько он развит, во многом зависит успешность человека в социуме. Кроме того, в группе дети не только общаются, но и находятся в мотивирующей среде, ведь внутренняя мотивация, особенно у младшеклассников, может быть еще не очень устойчивой.

Каковы перспективы семейного обучения

Число «СО-шников» постоянно растет, и за последние 8 лет увеличилось в пять раз. Этот процесс ускорила пандемия – она стала в некотором роде разгонной полосой, т.к. опыт домашнего обучения получили практически все, многие – впервые.

За два прошедших два года количество детей на семейном обучении увеличилось минимум на 30 тыс. человек. Единственная достоверная информация о их числе доступна благодаря статистике Минпросвещения, которая учитывает число сдавших аттестации – окончивших определенный класс. Однако далеко не все дети на СО сдают промежуточные аттестации, поэтому численность, указанную в формах министерства, можно рассматривать как минимальное количество детей на семейном обучении, –подсчитала тьютор, проектировщик образовательных событий Ольга Кузнецова.

Эта тенденция вызывает беспокойство чиновников: министр образования Республики Татарстан, где по итогам 2024/2025 учебного года число детей, находящихся на семейном обучении, выросло почти вдвое, не впервые призывает не допускать перехода детей на СО, обращаясь к руководству Министерства просвещения и в Госдуму.

Однако запреты и ограничения едва ли подействуют: пока родители недовольны качеством образовательных услуг и ежегодными нововведениями, которые многими из них воспринимаются как обременительные и с трудом приживаются в довольно консервативной школьной среде, они будут обращаться к семейному обучению.

Вероятно, к семейному обучению станут чаще прибегать и старшеклассники, не готовые уходить после 9 класса в колледжи, к чему их настойчиво призывают администрации школ и учителя, руководствующиеся новым федеральным образовательным стандартом.

Читать все материалы