Автор: Виктория Лисунова
В России продолжает сохраняться низкий уровень рождаемости, вызывая ряд серьезных проблем для сегодняшнего, а также для будущих поколений. Над решением сложившейся ситуации усердно работают власти, выступая с различными инициативами. Одна из подобных — это стратегия «семейноцентризма», направленная на увеличение рождаемости, поддержание и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества.
Важнейшим фактором для современных семей в принятии решения, чтобы завести ребенка, является ощущение комфорта и уверенности в завтрашнем дне. Сегодня молодые люди стараются сначала встать на ноги и заработать капитал. Важно подчеркнуть, что низкий уровень рождаемости в нашей стране вызван целым спектром факторов. В свою очередь создание стратегии по улучшению поддержки семей с детьми должно стать важным шагом на пути к улучшению демографической ситуации. Согласно результатам проекта рождаемость в нашей стране должна увеличиться с 1,41 до 1,8 к 2036-му.
- Экономические факторы. Одной из ключевых причин низкой рождаемости в России является экономическая нестабильность. Многие молодые люди испытывают страх перед будущим, что ведет к откладыванию решения о создании семьи и рождении детей. Высокая стоимость жилья, необходимость планировать бюджет на детей оказывают существенное давление на семейный бюджет.
- Социальные условия. Сложная социальная среда также влияет на рождаемость. Высокий уровень стресса, безработица и неопределенность в будущем делают людей менее склонными к созданию семьи.
- Образование и карьера. С увеличением уровня образования и стремлением к построению карьеры многие молодые женщины откладывают рождение детей. Современная женщина часто ставит карьерные достижения на первое место и считает, что рождение ребенка может помешать ей в реализации профессиональных амбиций.
- Культурные и социальные установки. Изменения в культуре и общественном сознании также вносят свою лепту. Молодое поколение все чаще ориентируется на индивидуализм и личные достижения, что в свою очередь может снижать интерес к созданию традиционной семьи.
- Государственная политика. Несмотря на различные меры, принимаемые государством для увеличения рождаемости, такие как материнский капитал и другие пособия, они часто оказываются недостаточными. Кроме того, во многих случаях поставленные программы не соответствуют реальным нуждам семей.
Что позволит изменить демографическая стратегия «семейноцентризма»?
Материальная поддержка
Рост рождаемости напрямую связан с социальной и экономической стабильностью семей. Если семья уверена в завтрашнем дне, она более склонна принимать решение о рождении второго или третьего ребенка. Поэтому первая задача стратегии – создать устойчивую финансовую базу для семей. Так, будут усовершенствованы правила предоставления материнского капитала, разработаны дополнительные мероприятия для профилактики бедности среди семей с детьми и меры по повышению эффективности выплаты алиментов.
Обеспечение условий для совмещения семьи и работы
Помимо финансовой поддержки, важным аспектом стратегии является создание специальных условий, чтобы родители могли совмещать семью и работу (или обучение в вузе). В рамках этого планируется предоставлять студенческим семьям индивидуальный план обучения, а также специальные выплаты, среди беременных и сотрудников с несовершеннолетними детьми распространить гибкий график и дистанционную форму занятости.
Жилищный вопрос
Наличие комфортного и доступного жилья — важная составляющая в вопросе продолжения рода. Согласно стратегии проекта предусмотрено:
- развитие доступного арендного и социального жилья для молодых семей и семей с детьми;
- поддержка строительства доступного жилья, в том числе отвечающего потребностям многодетной семьи;
- совершенствование порядка предоставления льгот по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг в регионах;
- совершенствование финансовых механизмов, повышающих доступность жилья;
- расширение условий для совместного проживания студентов, имеющих детей, в общежитиях образовательных организаций высшего образования.
Социальное восприятие
Планируется также осуществлять информационные кампании, которые изменят социальные стереотипы, касающиеся семьи и детей. Как, например, трансляция образа многодетной семьи в массовой культуре и в рекламе, а также развитие «качественного позитивного контента» для семей с детьми в Интернете.