Уже совсем скоро в России может сократиться количество парковочных мест неподалеку от жилых домов. Так, с 2026-го года правительством планируется введение гибкого нормирования количества парковок на участках, отведенных под застройку многоэтажек. Минстрой должен скорректировать нормы к декабрю следующего года. Стало это известно из дорожной карты Минтранса, ранее внесенной в кабмин. Ведомство считает, что подобного рода мера поможет в снижении давления на городскую транспортную сеть. Впрочем, не все эксперты разделяют этот оптимизм, предупреждая, что спрос на жилье без машино-мест может уменьшиться, передают «Известия».
11 октября Минтрансом была внесена в правительство дорожная карта, направленная на усовершенствование парковок в стране. Что она определяет? Как минимум два крупных направления. Первое – реализовать широкое внедрение паркинга на платной основе в российских регионах. Второе – параллельно с тем сократить количество парковок около многоэтажных жилых комплексов экономкласса. Согласно документу, сделать это требуется, чтобы дать толчок развитию общественного транспорта и снижению автомобилизации.
Из документа также ясно, что МВД, Минстрой и Минтранс к декабрю следующего года планируют подготовить изменения в нормативные документы, чтобы сформировать гибкое нормирование мест для парковки рядом с ЖК. При этом плотность и геометрические параметры придется менять, исходя из объекта капитального строительства и дорог. Начать действовать такие изменения могут уже в 2026-м.
Как утверждают участники рынка, нововведение повлияет на подход к вопросу в целом, то есть в будущем многоэтажки будут строить с минимальным количеством машино-мест. Впрочем, отметил Михаил Блинкин, будучи профессором ВШЭ и экспертом по градостроительству, есть нормативы, которые закрепляют зависимость парковок от числа квартир, но в зависимости от типа жилья и региона.
Например, сегодня для комплекса экономкласса предусматривается 0,1 места для авто на квартиру, тогда как для тех, что подороже – 1:1. Благодаря новому стандарту удастся отойти от такого принципа, следовательно, чтобы выбрать число парковок, нужно будет опираться на текущую на тот момент ситуацию.
Тем не менее, в данной карте прописали и иные вопросы. Например, к маю 2025-го МВД планирует разработать изменения ПДД, которые закрепят запрет на стоянку на местах для зарядки электрокаров. Некоторых видов транспорта тоже ждет ограничение парковки в жилых зонах. Чтобы управлять паркингами, создадут цифровой реестр.
По словам Блинкина, сейчас Россия движется к тому, что владение машиной в городе превращается в роскошь, причем непозволительную. Когда вводят в эксплуатацию большие ЖК, территория для резидентного размещения, иначе говоря, на ночевку, ощутимо уменьшается. Придомовые участки переполняются авто, проезды блокируются, вследствие чего появляются трудности для карет скорой помощи и пожарников.
Ко всему прочему, подземные уровни для паркинга серьезно подымают себестоимость проекта. То есть, чтобы обеспечить жильцов ЖК, где 40 этажей, придется построить столько же уровней, так как на одно авто требуется около 35-40 кв. м. площади, учитывая также проезды. Нередко сами россияне живут в куда более скромных условиях: в квартирах по 20-25 кв. м, включая общественные пространства. Не все покупатели хотят и могут позволить себе парковочное место. Поэтому они предпочитают оставлять свои автомобили на газонах или обочинах.