«Баба ЕГЭ» или российская система образования

6 минут

Автор: Елена Краскова

Безусловно, контроль знаний учащихся - одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Но каким он должен быть, чтобы не стать бюрократической формальностью, стрессовым фактором, профанацией труда педагога или всем перечисленным сразу? Почему проверок становится все больше, а качество образования при этом только ухудшается?

Каким видят идеальный контроль знаний учитель/родитель/ученик?

Конечно, органично вплетенным в ткань обучения, проходящим без излишней нервозности и в то время, которое кажется оптимальным учителю. Далее, контроль знаний учащихся направлен, в первую очередь, на выявление пробелов в образовании - для их последующего восполнения. Такой подход предполагает, что образовательным процессом руководит, главным образом, учитель - конечно, он выступает как часть педагогического коллектива, в котором работают опытные методисты, завуч и директор - педагог, а не только администратор. Хороший учитель в общем знает своих учеников и не станет проводить контрольные уроки в ущерб учебным, если это не обязательный административный контроль.

Каким он является в современной педагогической практике?

В четвертых классах школы проводится Международное сравнительное исследование качества чтения и понимания текста. Целью исследования является сравнение уровня читательской грамотности детей этого возраста в разных странах мира, а также выявление различий в национальных системах образования. Предполагается, что в ходе исследования эксперты получают ответы на ряд вопросов, как то:

  • Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?
  • Улучшилась ли ситуация с чтением по сравнению с предыдущими циклами?
  • Любят ли читать учащиеся четвертых классов?
  • Как семья способствует развитию читательских умений?
  • Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в начальных школах нашей страны?
  • Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами и если да, в чем заключаются эти особенности? и др.

Можно заключить, что смысл тестирования заключается в сборе обезличенных данных и последующем их анализе. На практике четвероклассники и их учителя должны готовиться к этой процедуре — тестирование проходит на компьютере, в присутствии стороннего лица, зачастую дети к нему не готовы морально и технически. Некоторые не умеют набирать заглавные буквы, кто-то недостаточно быстро печатает и т.д. Нужно ли оценивать эту работу как текущую отметкой в журнале? А именно так и поступают учителя. В таком случае, не искажается ли цель исследования? Ведь оценить ребенка в таких категориях, как “любовь/нелюбовь к чтению” можно только в ходе эмоциональной беседы о прочитанном, на уроке с учителем, у которого есть время и силы для живого общения с детьми.

Весьма искусственным выглядит у младшеклассников и оценивание двух видов чтения как концептуальное положение исследования.

Бессмысленные контрольные должны уйти в прошлое!

Под этим лозунгом профсоюз “Учитель” проводит кампанию против Всероссийских проверочных работ. Педагоги указывают, что их проведение, особенно в конце осложненного пандемией учебного года, ни дидактически, ни методически не оправдано. Большинство заключений учителей-экспертов, участвующих в общественной экспертизе ВПР, содержат выводы о неадекватности Всероссийских проверочных работ как инструмента оценки уровня знаний детей. Зачастую они составляются без учета УМК и возрастных особенностей детей; вопросы вызывают не только невразумительные формулировки заданий, но и ошибочные ответы в ключах; порой для выполнения заданий требуется специальная подготовка, что ориентирует учителя на "натаскивание" к ВПР, нарушает образовательный процесс; нередко вопросы в проверочной работе не соответствуют содержанию образования. По итогам анализа ВПР профсоюз “Учитель”подготовит доклад.

Итоговое сочинение было введено в образовательную программу в 2014/2015 учебном году и имело целью научить школьников самостоятельно мыслить и приобщить их к чтению книг. Однако если поначалу эти сочинения и выглядели как попытка предложить собственный анализ - на основе принятой литературоведческой трактовки, но все-таки содержащий свои умозаключения, не лишенные оригинальности - то очень быстро они превратились в написанные как по единому образцу шаблонные отписки. Кроме того, они названы допуском к ЕГЭ, так как по сути являются экзаменом по литературе, а два экзамена по одному предмету, согласно Закону об образовании, проводить нельзя. Согласитесь, необходимость прочесть набор произведений по списку, давно утвержденному и практически не меняющемуся из года в год, - весьма сомнительная мотивация для того, чтобы по-настоящему вовлеченно и с удовольствием читать.

Все эти соображения в полной мере относятся к сочинению-рассуждению формата ЕГЭ по русскому языку. При его написании ученикам рекомендуется использовать исключительно утилитарные способы выявления, формулирования и комментирования проблемы текста и выявления авторской позиции. Вот пример рекомендаций по написанию такого сочинения: “Как начать сочинение? Проблемный вопрос + предложение, которое его комментирует. <...> Внимание: используем слово “писатель” если текст художественный, а “публицист”, если публицистический”.

В результате получаются тексты, полные клишированных фраз и заимствованных мыслей, будто бы сгенерированные нейросетью. Кроме того, выпускникам, сдающим еще и экзамен по литературе, приходится осваивать два разных подхода к написанию сочинения: шаблонный и творческий, что осложняет выбор оптимальной стратегии подготовки. На контрасте с творческим принципом написания, итоговое сочинение стало еще более бессмысленным. К тому же, если раньше вузы перепроверяли итоговые сочинения и учитывали их при поступлении, то в нынешнем году отказались от этой практики.

Ведь прежде чем проверять знания, их надо ученикам дать?

ЕГЭ в этом году разрешено не сдавать тем, кто не планирует поступать в вузы. Тем же, кто все-таки нацелен на получение высшего образования, тем более сдающим математику, участь ничем не облегчили. Родители и выпускники остались один на один со всеми проблемами, возникшими в результате дистанционного обучения.

В далеком уже 2016 году тогдашняя вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что около 65% россиян с точки зрения интересов экономики не нуждаются в высшем образовании. С тех пор мы наблюдаем только постоянное сужение горизонта возможностей для молодых людей. Необходимые профессии работники могут получать и в учреждениях среднего специального образования, сказала тогда Голодец. Вот только рабочих мест для выпускников средних специальных учебных заведений больше не становится...

Контрольных-то все больше, а знаний-то все меньше...

При всем своем разнообразии, большинство контрольных мероприятий грешат, в первую очередь, тем, что педагогический контроль в них заменяется административным или государственным.

Излишнее администрирование приводит к тому, что авторитет учителя размывается. Оно просто обрывает ту живую связь между учеником и учителем, которая и дает последнему сознание осмысленности своей деятельности. Для учителя, наставника, это очень важно, это существенная часть профессии, делающая преподавательскую деятельность не ремеслом, а призванием. Это важно и для ученика. Живая ткань превращается в грубую рубцовую.

Восполнять образовавшуюся в точке контакта между учеником и учителем пустоту назначенными советниками по воспитанию, по меньшей мере, неэффективно, а возможно, и контрпродуктивно. Процесс воспитания - это живое небыстрое воздействие собственным примером, когда уважаемый и вызывающий доверие старший транслирует детям социальный опыт, определенные образцы поведения. Ведь доверие и духовная близость возникают не вдруг. Отсутствие административного контроля не сделает плохого учителя хорошим, но лишить хорошего учителя желания работать с душой вполне может.

Администрирование образования в этом году особенно мешает образовательному процессу - вместо того, чтобы в спокойной рабочей обстановке налаживать развалившийся за три карантинные четверти учебный процесс, учителя проводят никому (кроме, возможно, проверяющих чиновников) не нужные, нарушающие нормальное течение учебного процесса и вызывающие дополнительное эмоциональное напряжение всех его участников тестирования, срезы, проверки...


  • Комментарии
Загрузка комментариев...