Дистанционная форма обучения вместо очной и заочной

10 минут

Автор: Виктория Лисунова

За последний год в связи с нестабильной эпидемиологической ситуацией коронавирусной инфекции во многих учебных заведениях России начали применять дистанционный формат получения образовния. Это способствовало кардинальному развитию электронного обучения на массовом уровне. Сейчас большинство россиян интересует вопрос,  появится ли в будущем полностью дистанционная форма обучения, как альтернатива очной и заочной? Попробуем в нем разобраться, взвесив все «за» и «против».

Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в ранее обыденные для нас вещи. В 2019 году никто и представить даже не мог, как изменится наша жизнь. Более того никто не думал, что она перейдет в виртуальное пространство. Из-за ограничений людям пришлось учиться жить по-другому. Студенты и школьники, преподаватели и родители узнали, что такое дистанционный формат обучения. Ранее он был для всех в новинку, однако сейчас к нему так привыкли, что уже забыли, как это – посещать учебные занятия, не находясь в онлайне.

С одной стороны, обучение с использованием Интернет-технологий облегчило жизнь многим. Некоторые благодаря такому непринужденному формату смогли совмещать и выполнять несколько дел одновременно. Ведь все, что нужно для того, чтобы подключиться к занятию – это компьютер, смартфон или планшет с выходом в Интернет. Безусловно, при дистанционном формате обучения гораздо сложнее сконцентрироваться, чтобы не отвлекаться на посторонние вещи. У учеников теряется внимание и усидчивость, что сопровождается соблазном выключить микрофон, камеру или вовсе выйти из конференции, списав это на проблемы со связью.

Удаленное обучение также позволяет человеку подключаться к занятиям, находясь в любой точке земного шара. Такой формат, безусловно, подходит студентам из регионов, желающим учиться в учебном заведении другого города, но не располагают денежными средствами на обеспечение жизни вне дома. Преподаватели, имеющие основную работу, связанную, например, с частыми командировками, благодаря дистанту имеют возможность не отменять учебные занятия, а проводить их согласно расписанию. То есть огромный плюс состоит в том, что благодаря электронному обучению совсем не обязательно находиться всем в одной аудитории по сравнению с очным и заочным форматами получения знаний. Достаточно лишь иметь возможность подключения к Интернету, как говорилось ранее.

Если же студенты, как правило, сами способны организовывать свою учебную деятельность в онлайн-формате, то со школьниками все обстоит намного сложнее. Ответственность за получение знаний ложится на плечи родителей, большинство из которых работают и в принципе не имеют никакого опыта педагогической деятельности. Школьникам очень сложно далось онлайн-обучение в период локдауна. Некоторые вовсе не усвоили тех знаний, которые должны были, так как большую часть времени просто выполняли заданные упражнения, а не контактировали с учителем. По этой причине удаленное обучение в школах – это далеко не самый лучший вариант. Однако для выпускных классов, когда в приоритете стоит подготовка к выпускным экзаменам, такой формат позволил бы уделять больше своего времени решению контрольно-измерительных материалов.

Обучение в учебном заведении – это все-таки часть нашей жизни, а не вся наша жизнь. Как раз основной трудностью является совмещение работы и учебы. По большей части работающие студенты уделяют меньше времени обучению и порой выполняют итоговые задания с посторонней помощью. Однако у них есть преимущество при дальнейшем трудоустройстве – опыт работы. Опять же за период дистанционного обучения многие отметили, что им было легче совмещать свое онлайн-обучение с работой, так как неоднократно у них была возможность подключаться к дистанционным учебным конференциям прямо на рабочем месте.

Но что о дистанционном формате думают сами студенты?

«Я решила пойти работать, потому что хотела увеличить свой доход и полностью отказаться от материальной поддержки семьи. Плюс появилось больше времени на работу из-за дистанционки, которое раньше я тратила на дорогу. Сложностей с совмещением учебы и работы особо не возникало, так как я и до этого совмещала. Выполняя задачи по работе, параллельно я могла присутствовать на семинаре и черпать знания. Мне повезло с руководством, которое лояльно относится к тому, что я студентка и понимает, что иногда придется жертвовать какими-то рабочими процессами, так как учёба в приоритете. Нужно понимать, что свободного времени становится в разы меньше, так же как и сна. Для работающего студента я могу выделить следующие плюсы дистанционного формата обучения: можно «быть в двух местах одновременно», зарабатывать деньги, даже будучи студентом, получать знания не только на учебе, но и на работе. Помимо всего прочего это вырабатывает дисциплину из-за огромной ответственности. Ты становишься многофункциональным человеком, так как не распыляешься, а стараешься быть эффективным и там, и там», – прокомментировала ситуацию студентка 4 курса НИУ ВШЭ Екатерина сетевому изданию «Голос Совести».

«Именно из-за того, что дистанционное обучение предполагает, что ты можешь находиться в любой точке и подключаться через телефон или через компьютер на пару, у тебя появляется возможность делать что-то еще. Я решила, что это возможность начать зарабатывать для себя самой деньги. Сначала какое-то время, примерно месяца 2-3, я думала, что мне удавалось совмещать работу и учебу. Однако позднее я поняла, что я начала работать в ущерб учебе, потому что приходилось пропускать как очные, так и дистанционные пары. Мой род деятельности (я работала в Uniqlo) не позволял мне ходить по магазину с телефоном и наушниками и тем более пытаться что-то отвечать на паре. Потом я пошла работать в офис РИА Новости, и у меня снова возникла трудность из-за нагрузки, связанной с учебой. Именно на моем факультете преподаватели задавали очень много письменной работы. Помимо основного профиля обучения у нас были майноры и языковые дни, на которых нас грузили огромным объемом информации и задавали еще домашнее задание. Конечно, если ты хорошо поищешь, то ты сможешь найти если не работу, то какую-нибудь подработку для себя, которую удастся совмещать с обучением. Дистанционка дает возможность заниматься чем-то другим в том числе, если даже не работать, то просто отдыхать, уезжать в другие страны, путешествовать. Ведь ты не привязан к конкретному городу, благодаря всемирной паутине ты свободен и волен. Однако я бы выделила самый главный минус – объем знаний на дистанционном обучении не такой полноформатный, как мог быть на очных парах. Это связано с тем, что преподаватели делятся на молодых и взрослых. Некоторые взрослые в силу своей профессии могут понимать в Интернете даже больше, чем сами студенты. Однако большинство преподавателей в возрасте все-таки из прошлого века, которые лишь знают, что такое книжка и аудиторные занятия. Я бы сказала, что дистанционное обучение зависит от собственной ответственности. Ты должен понимать, что если ты сейчас не послушаешь лекцию, то завтра не будешь знать какой-то материал. Возможно, когда-нибудь дистанционное обучение победит, потому что все смогут учиться из любой точки мира. Но мне кажется, что всё равно живое общение с преподавателем никогда не заменят технологии. Точно такой же объем знаний никогда не смогут передать технологии, нежели человек человеку вживую», – поделилась своим мнением с нами студентка 3 курса РАНХиГС Валерия.

Масштабное исследование об использовании студентами ноутбуков при обучении в дистанционном формате, которое провели аналитики Honor, показало, что молодые люди всерьез пересмотрели подход к учёбе и предпочли выходить на связь с преподавателем откуда угодно, но только не со своего непосредственного рабочего места. Таким образом, опрошенные респонденты признались, что неоднократно подключались к онлайн-обучению во время поездки на общественном транспорте, машине или во время прогулки по улице. Соответственно время, которое ранее тратилось на ранний подъем, сборы и дорогу стало распределяться на более приятные вещи.

Самым серьезным отвлекающим от обучения фактором участники (68%) назвали социальные сети: 41% опрошенных признались, что прерывались во время учёбы на общение с друзьями, а 35% — на просмотр видеороликов. Труднее всего сконцентрироваться оказалось девушкам: 72% опрошенных признались, что занимались стримингом социальных сетей, а еще 39% студенток могли переключиться на готовку.

Кроме того, 71% опрошенных респондентов отметили, что сдавать экзамены дистанционно легче. Очевидно, что когда над тобой не стоит преподаватель, а наблюдает лишь через камеру, то найти необходимую информацию из источников становится доступнее. Четверть студентов во время онлайн-обучения улучшили свою успеваемость. Однако после выхода в очный формат большинство молодых людей столкнулось со стрессом. Многие уже привыкли сдавать экзамены, находясь в своей зоне комфорта, и сейчас им придется очень тяжело на грядущей летней сессии.

«Конечно, на дистанционной сессии было легче: родные стены, меньше волнения, да даже маленькие подсказочки очень выручали. Я на самом деле совсем забыла, какая это процедура, очная сессия, жесткая, но зато эффективная. Начинаешь усердно готовиться, и знания откладываются в долгосрочную память. Непривычно, но приятно видеть людей вживую, будь то преподаватель или одногруппник. Всегда легче становится, когда ты знаешь, что ты не один в этой «лодке», так как дома чувство одиночества и даже моральной поддержки – ноль», – рассказала корреспонденту «Голос Совести» студентка 3 курса РАНХиГС Елизавета.

«Это огромный стресс для студента выходить на очную сессию после сдачи экзаменов в дистанционном формате. Например, я уже так сильно привыкла находиться в своей зоне комфорта, что сейчас приходится очень сложно из нее выходить. Скоро у меня начнутся экзамены, но сдавая зачеты в аудитории, я столкнулась с трудностью концентрации на заданиях. У меня возникает какая-то внутренняя паника. Возможно, это связано с тем, что я, как и многие студенты, готовилась к сдаче дистанционных экзаменов «спустя рукава», а сейчас такой подход недопустим. По этой причине мне приходится стараться лишь не поддаваться страху, который наводит на меня мысль об очной сессии, ведь я такая не одна, кому предстоит через это пройти», – поделилась студентка 3 курса ВГСПУ Анастасия.

Совсем недавно в ходе общения с участниками марафона «Новое знание» премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что система образования в России не будет переводиться полностью в дистанционный формат, иначе качество обучения пострадает.

«Сейчас [эпидемиологическая] обстановка постепенно улучшается, об использовании дистанта как о единственной форме обучения речь точно уже не идет, у нас таких планов нет», – сказал Мишустин.

Он отметил важность сохранить «баланс между всеми формами обучения». Ведь это напрямую связано с тем, как будет складываться личный контакт между учеником и учителем. Премьер-министр добавил, что теперь, с развитием удаленного обучения, лекции лучших преподавателей ведущих вузов могут увидеть миллионы людей. Это помогает повысить качество образования, «и в России, с нашими огромными расстояниями, делает обучение более доступным для жителей даже самых дальних регионов».

Что касается школьных учреждений, то по мнению Совфеда Александра Бабакова во время дистанционного обучения там происходит подмена очной формы обучения на заочную. Сенатор внес в Госдуму законопроект о запрете дистанционных технологий обучения в государственных образовательных учреждениях. Он так же, как и Мишустин, отметил необходимость очного контакта с преподавателем для качественного усвоения знаний. Ранее вице-премьер России Татьяна Голикова заявила, что у учеников, получавших дистанционное образование из-за пандемии, появились определенные пробелы в знаниях.

Необходимо подчеркнуть, несмотря на факт того, что большинство вузов страны уже вышли полностью в очный формат обучение, некоторые из них все же решили совместить два формата и сделать очную форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Таким образом, оказалось гораздо удобней проводить лекционные занятия в онлайн-формате, а практические, находясь в аудиториях. Переход полностью в дистанционный формат сейчас возможен лишь с ухудшением статистики заболеваемости коронавирусной инфекцией. В Минобрнауки подчеркнули, что высшие учебные заведения точно к этому готовы. Министерство просвещения России надеется же на то, что учебный год в сентябре 2021 года начнется и пройдет полностью в очном формате.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...