Дистанционное образование, боль наша

378
6 минут

Елена Катунина

В минувшие выходные вновь прошли массовые протестные сходы родителей, выступающих против дистанционного образования детей.

21 ноября москвичи встречались с депутатом Госдумы Валерием Рашкиным, который откликнулся на призыв общественного движения “Родители Москвы”. На встрече присутствовали также депутаты Госдумы Денис Парфенов, Николай Осадчий, депутаты московского парламента Екатерина Енгалычева, Елена Янчук, Николай Зубрилин. Подобные мероприятия проводятся не впервые - родительские сообщества прирастают все большим количеством участников. Из-за ограничений массовые мероприятия возможны сейчас только в формате встреч с депутатами. 8 ноября проходила подобная встреча с оппозиционными депутатами Мосгордумы Михаилом Тимоновым и Евгением Ступиным.

Дистанционное обучение неожиданно стало, пожалуй, самым мощным триггером массовых протестов. Родители, связывающие будущее благополучие своих детей с образованием, бьют тревогу.

Они считают, что дистанционное образование существенно снижает уровень получаемых знаний; кроме того, дистант приводит к отсутствию у детей социальных навыков, угрожает их физическому и психическому здоровью.

Родители ссылаются на данные онлайн-опроса, проведенного весной этого года НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НМИЦ здоровья детей Минздрава России. Результаты исследования на тему “Самочувствие школьников при дистанционном обучении в период эпидемии COVID-19 опубликованы в научной статье в журнале “Вопросы школьной̆ и университетской̆ медицины и здоровья” N 2, 2020”.

В анонимном опросе приняли участие почти 30 тыс школьников 5-11 классов, проживающих в городах (70% опрошенных) и сельской местности (30% опрошенных) 79 регионов России.
Согласно полученным результатам, у 80% школьников в результате изоляции и дистанционной формы обучения проявились неблагополучные психические реакции; лишь у 13,4% школьников можно констатировать благоприятную медикопсихолого-социальную адаптацию к условиям самоизоляции и дистанционного обучения. У 30,7% опрошенных отмечаются признаки компьютерного зрительного синдрома и у 4,2% – карпально-туннельного (“запястного”) синдрома. Исследователи отметили неблагополучные психические реакции пограничного уровня: депрессивные состояния — предположительно у 42,2%, астенические состояния — у 41,6%. Большинство (69,2%) школьников — участников опроса во время пандемии коронавируса ограничивали свои передвижения.

Только относительно каждого восьмого учащегося (13,4%) можно говорить о благоприятной психолого-социальной адаптации к условиям самоизоляции и дистанционного обучения. Помимо депрессивных и астенических проявлений авторы исследования предполагают более чем у трети (37,2%) обсессивно-фобические состояния, у 26,8% — синдром головных болей, у каждого второго учащегося (55,8%) — нарушения сна.
Подростки отрицательно восприняли режим самоизоляции: 36,7% отнеслись к нему негативно, 21,2% назвали его невыносимым. Нравилась самоизоляция лишь 16,8% опрошенных.
Дистанционное обучение школьников показало, что современная цифровая школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения, заключают авторы.
Советник министра просвещения Татьяна Волосовец в беседе с РБК заявила, что с помощью одного только опроса диагностировать депрессивные состояния трудно, но понять общую картину психологического состояния детей можно.

Опрос был проведен по всем правилам единственно доступного в ситуации изоляции и высокой нагрузки на систему здравоохранения исследования. Несмотря на то, что дети в ходе исследования непосредственно врачами не осматривались, его авторы констатируют достаточно очевидные вещи, подтверждая их данными опроса значительного количества респондентов. Однако результаты этого опроса не обсуждаются в общественном пространстве и тем самым маргнинализируются.

13 ноября Общественная палата Москвы провела круглый стол, посвященный дистанционному обучению в период коронавируса. На встрече присутствовали представители сферы образования, медицинские специалисты, члены Общественной палаты Москвы.

Участники встречи сошлись на том, что дистанционное обучение - вынужденная временная мера, важно сохранять диалог и совместными усилиями обеспечивать качественный образовательный процесс и здоровье детей.

Однако успокаивающие пассы не подействовали.

Родители хотят быть уверены в открытости и обоснованности решений, принимаемых властями относительно образования их детей. Они вправе получить объективную и всестороннюю оценку ситуации, которые многие - небезосновательно - считают катастрофической. И пока официальные СМИ сообщают о законотворческих инициативах российского парламента, которые повлекут за собой умножение рядов иностранных агентов, внедрение цензуры иностранных медиаплатформ, появление новых ограничений интернета, запрет на просветительскую деятельность без согласования с чиновниками и проч., и проч., люди самоорганизуются в телеграм-каналах и выходят на митинги, объединяющие представителей самых разных взглядов. Есть среди них и приверженцы откровенно конспирологических теорий, для разрастания которых, согласитесь, почва сегодня весьма благодатна. Общество атомизировано, его члены заняты выживанием, у них нет сил и времени разбираться в тенденциях гражданских движений.

На волне протестов вновь отложили принятие законопроекта о дистанционном образовании, в середине мая внесенного в Госдуму. Заверения в том, что закон “не вводит дистанционное образование и не отменяет традиционную форму обучения”, уже не способны успокоить родителей.

Очевидно, что идеальных решений в сегодняшней ситуации нет. Но очевидно также и то, что нужно искать оптимальные способы выхода из сложившегося кризиса, с привлечением родительской общественности и работников образования.

17 ноября 2020 года профсоюз “Учитель” направил в Министерство просвещения предложения по срочным мерам, необходимым для приведения системы образования в работоспособное состояние.

“Второй месяц учителя и родители живут в ситуации крайнего напряжения, а Министерство просвещения РФ и региональные министерства делают вид, что ничего не происходит и обучение во время эпидемии - это то же самое, что обычное обучение”, - говорится на сайте профсоюза. Работники образования предлагают признать, что российское образование не готово для перехода на дистанционное обучение детей в массовом порядке, а обучение в 2020/2021 учебном году в условиях эпидемии не позволит большинству школьников освоить в нужном объеме образовательную программу.

Представители профсоюза предлагают отменить в 2020/2021 учебном году ВПР и ОГЭ, ЕГЭ оставить только для поступающих в вузы; разрешить школам изменять и сокращать учебные планы, чтобы сократить количество онлайн-уроков и объем учебного материала; гарантировать право педагогов на выбор форм и методов преподавания, отказаться от идеи использования одной платформы и одного варианта электронного журнала; предпринять меры по сокращению нагрузки на педагогов, предполагающие отказ от мероприятий, не имеющих отношения к прохождению образовательной программы; ввести формат индивидуальной работы с учащимися и обучения в малых группах — как очного, так и дистанционного, для учреждений дополнительного образования - это позволит сохранить рабочие места для педагогов и предоставит возможность занятий по интересам для детей и ряд других мер.

Представители профсоюза подчеркивают, что они не поддерживают повсеместное введение дистанционного обучения в российских школах на постоянной основе, но в условиях эпидемии эта форма допустима как вынужденная и временная.

Вопросы образования затрагивают практически всех - школьников, студентов, родителей, учителей основного и дополнительного образования, преподавателей вузов - но только не чиновников.

Поэтому приходится констатировать, что россияне в очередной раз остались один на один со своими проблемами. И как тут не впасть в отчаяние, когда многие из нас с очевидностью осознают, что им придется отказаться частично или вовсе от планов относительно будущего своих детей, если у них не хватает средств на репетиторов, частное дополнительное образование, оплату вузов? И надо обладать недюжинным здравомыслием, чтобы не поддаться влиянию теории заговора, наблюдая, как бесплатное качественное образование все больше превращается в миф.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...