Эхолокация, доступная человеку

4 минуты

Автор: Елизавета Журавлева

Наука не стоит на месте, с каждым днем ученые делают все больше открытий. Теперь Бэтмэн – это не выдумка! Десятинедельное исследование показывает возможности освоения эхолокации любым человеком.

Что такое эхолокация?

Эхолокация – это способность определять положение вещей в пространстве с помощью движения звуковых волн.

Чаще всего ее используют животные для того, чтобы обходить различные препятствия на своем пути, а также для коммуникации.

Давайте разберем, что же это такое на примере летучей мыши и дельфина. Летучая мышь ориентируется в пространстве, издавая неслышимый для людей писк – короткие ультразвуковые импульсы частотой в 20-120 кГц.

А дельфины издают щелчки определенной продолжительности и частоты, которая может достигать 300 кГц. Все эти звуковые сигналы отражаются от предметов, возвращая им данные об окружающих объектах.

эхо - илл 2.jpg

Кроме летучих мышей и дельфинов эхолокацию используют землеройки, киты, тюлени, некоторые виды бабочек и птиц.

Ученые считают, что эхолокация смогла заменить зрение животным, которые обитают в темных пещерах и глубоких океанах. Звуковая волна заменила световую в тех местах, куда не доходит свет.

Эхолокация и человек

Как оказалось, эхолокацией могут и умеют пользоваться не только животные, но и люди. В каком-то смысле мы и сами ее используем, например, войдя в комнату, мы можем определить ее размеры, опираясь только на свой слух. Особенно хорошо пользуются эхолокацией незрячие люди – они простукивают тростью, издают голосом звуки или щелкают пальцами для ориентировки.

Ученые из Даремского университета считают, что этот навык можно развить еще лучше, что показано в их исследовании. Они разработали специальную тренировочную программу на 10 недель, где участников научат использовать эхолокацию.

В эксперименте принимали участие 26 добровольцев возрастом от 21 до 79 лет: 12 незрячих и 14 зрячих. Пока участники осваивали новую способность, ученые смотрели, как ведут себя незрячие и зрячие, и как в последствии на незрячих повлияло приобретение такого навыка.

Из них из всех, только у 2-их был опыт обучения эхолокации.

За 10 недель ученые провели около 20 занятий и на каждом занятии участники выполняли три типа заданий: искали объекты, пытались выяснить его размеры и затем просто учились ориентироваться в пространстве.

По окончании обучения добровольцев протестировали эксперты – это были люди, которые практикуют эхолокацию уже десять лет. Итоговые задания проходили в два этапа и были такими же, как и прошлые. Первым испытанием было найти предмет и передвигаться в пространстве без использования зрения. Второе уже проводили с помощью компьютера – участникам давали послушать записи эха и щелчков, чтобы они, опираясь только на слух, с помощью клавиатуры перемещались в виртуальном лабиринте.

Итоги исследования

10 из 12 незрячих участников сообщили об улучшении самочувствия и о том, что в процессе участия в исследовании, действительно, набрались опыта в использовании эхолокации. Они также отметили, что эксперимент дал почву для положительного опыта в общении с новыми людьми: вне семьи.

Выводы, сделанные учеными:

  • Добровольцы научились самостоятельно находить предметы и ориентироваться в пространстве, опираясь только на собственный слух – некоторые участники даже превзошли ожидания;
  • Большинство незрячих участников сообщили о том, что стали чувствовать себя более независимо и самостоятельно;
  • Фактор возраста или уровня зрения никак существенно не влияют ни на скорость обучения эхолокации, ни на способность ею пользоваться;
  • Все участники – зрячие и незрячие – стали с удовольствием использовать эхолокацию в обычной жизни, общаясь с другими людьми

Но в исследовании отмечено, что выборка была немногочисленной, поэтому не стоит воспринимать эксперимент как окончательное доказательство пользы эхолокации. В дальнейшем научная группа собирается продолжить исследовать этот вопрос и хочет узнать, как обучение влияет на мозг испытуемых.

Комментарии добровольцев

«У меня больше уверенности в себе. Тренировка была сложной как психологической, так и физической, и мне понравилось это испытание. Меня это воодушевило. Я чувствую себя более живым».

«Раньше я беспокоился, что, когда моя собака-поводырь выйдет на пенсию, у меня будет период времени, когда я не смогу передвигаться; так было в прошлом и это меня очень беспокоило - сейчас я могу это делать сам. На самом деле я рассматриваю возможность не подавать повторную заявку на получение собаки-поводыря, потому что теперь у меня все в порядке».

«Она (-эхолокация) не только дала мне возможность улучшить навыки мобильности и, следовательно, больше независимости, но и дала уверенность в своих силах. Например, я присоединился к новой группе, которая занимается музыкой. До исследования я бы не стал этого делать, потому что не был бы достаточно уверен, что смогу отправиться в новые места самостоятельно. Теперь я знаю, что могу!».


  • Комментарии
Загрузка комментариев...