Итоги пандемического года

227
4 минуты

Автор: Миллер Александра

2020 год оказался настоящим вызовом для всего человечества, который не забудут еще долго ни общество, ни бизнес и ни пострадавшие от пандемии отрасли. Мировая экономика пережила невероятные потрясения, государства столкнулись с необходимостью вводить локдауны, а людям пришлось провести немало времени дома на самоизоляции и научиться работать в дистанционном режиме. Помимо этого, в России и мире произошло довольно много разнообразных событий, заслуживающих отдельного внимания.

Ритейл и тренды

Подведем итоги прошлого года. В 2020 году был отмечен бешенный рост интернет-продаж. Доля онлайна в отечественной рознице перевалила за десять процентов и подобралась к уровню развитых стран. Также произошло смещение интересов покупателя. Теперь они выбирают небольшие торговые точки. Это «новшество» связано с периодом самоизоляции. Так, у магазинов рядом с домом продажи выросли примерно на два процента, в отличие от крупных торговых объектов. Впоследствии вырос и средний чек. Чтобы поскорее вернуться домой, потребитель пытается за один поход в магазин купить как можно больше нужных товаров. Неудивительно и то, что россияне вспомнили о режиме экономии. Все больше людей в магазинах ищут товары, на которые имеются скидки.

К слову, торговые сети на это отреагировали чрезвычайно быстро. «Магнит» и самый крупный продовольственный ретейлер X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») в РФ решили открыть жесткие дискаунтеры «Моя цена» (планируется открыть в небольших населенных пунктах и в городах-милионниках) и «Чижик». Эксперты считают, что увеличение уровня безработицы, а также слабая экономика станут драйверами роста в сегменте дискаунтеров в последующую пару лет. Консультант Jos de Vries The Retail Company Ирина Болотова говорит, что «обеднение населения продолжается, по предварительной оценке, из-за кризиса 13% россиян потеряли работу и испытывают трудности. Экономика также не очень здоровая, ряд отраслей оказались на грани банкротства». В настоящее время, по мнению Гендиректор «Infoline-Аналитики» Бурмистрова, особенно близкой к дискаунтерам относят сеть «Да!» (ее развивает «О’Кей»), однако их возможности по закупкам являются несопоставимыми с федеральными сетями.

Общепит

Стоит отметить, что такие тренды, как кассы для самообслуживания, роботы-доставщики будут долгосрочными. Повсеместная доставка не обошла стороной и отрасль общественного питания, так как в новых реалиях без нее могут выжить лишь небольшое количество заведений. В прошедшем году оборот рынка доставки в стране возрос почти в половину. Упрочнилось сотрудничество с торговыми сетями. Теперь блюда из ресторанов можно отыскать на магазинных полках. Многим заведениям пришлось не только сократить меню, но и ввести недорогие позиции, а также принять суровую реальность в просевшем сегменте бизнес-ланчей. В связи с удаленным режимом работы и самоизоляцией заведениям, кормившим некогда работников офисов, придется призадуматься над новыми способами заработка.

Недвижимость

Спрос небывало разогнал цены на жилье. Вторичка стала дороже на десять-двенадцать процентов, а первичное жилье прибавило приблизительно двадцать процентов. По сути, наибольшая выгода досталась тем, кто приобрёл жилье еще в мае-июне. Тут удаленка и самоизоляция тоже сыграли свою роль. Интерес к загородному жилью существенно повысился. С целью инвестирования популярностью стали пользоваться микроквартиры. Пандемия коронавируса, ко всему прочему, сформировала у потенциальных покупателей повышенный интерес и к инфраструктуре района, и к отделке квартиры.

Туризм

Ни для кого не секрет, что туристическая отрасль весьма сильно пострадала от ограничений, введённых из-за пандемии коронавирусной инфекции. Она откатилась примерно на 20 (если не на 30) лет назад. В России доходность упала на шестьдесят процентов. Что нового тогда появилось в этой сфере? Во-первых, был введён кешбэк за путешествия по стране. Во-вторых, автопутешествия и активный отдых стали той самой альтернативой поездкам за рубеж. Таким образом, пандемия «подарила» возможность для развития локального туризма в стране.

Экономика

По словам доктора экономических наук Игоря Николаева, «если сравнивать с ситуацией в других странах, таких как Италия, Франция, Испания, то у нас она по формальным показателям лучше — в силу структурных особенностей экономики: доля общепита, туризма, сферы услуг (то есть наиболее пострадавших отраслей) сравнительно невелика. Но это наше условное преимущество на этапе активной фазы коронакризиса грозит обернуться серьезной проблемой, когда остальные экономики начнут выходить из кризиса. Ведь там будет чему расти, а у нас весь потенциал роста уже окажется исчерпан». А вот ключевым фактором, который повлияет на курс рубля, по-прежнему будут цены на нефть. Остаётся и вероятность того, что кризис продолжится, ведь окончание пандемии прогнозируют как минимум лишь в конце лета 2021 года.

Цифровые технологии

Несмотря на охватившую весь мир пандемию вируса COVID-19, этот год дал шанс чрезвычайно быстрому развитию цифровых технологий. Например, интернет-компании оказались настоящими помощниками для учителей, бизнесменов, врачей и других жителей большой страны. Карен Казарян, аналитик РАЭК, перечислил основные тренды 2021 года, среди которых: «пандемические» технологии, ответственный ИИ, супераппы и экосистемы цифровых сервисов, телемедицина, удаленная работа как новая нормальность, игровая индустрия обогнала киноиндустрию, а стримминги обогнали кинотеатры, трансграниченое и антимонопольное регулирование, а также регулирование данных и искусственного интеллекта». Следует отметить, что с 1 января текущего года вступил в силу закон об экспериментально-правовых режимах. Он направлен на стимулирование развития технологий, а также снятие существующих регуляторных барьеров.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...