Как не стать жертвой мошенников?

7 минут

Автор: Миллер Александра

Мошенничество существовало во все времена. Постоянно появляются новые способы обмана людей. На уловки попадаются люди разного возраста и рода деятельности. Нередко сайты с бесплатной музыкой, онлайн-казино и брендовыми вещами в полцены оказываются аферой. Вытащить деньги под предлогом или уверить человека в правомочности действий – то, к чему почти всегда прибегают мошенники. Необходимо твердо знать, как обезопасить себя и не стать жертвой аферистов.

Мошенники неплохо разбираются в людях и поэтому умеют подбирать подходящие слова для каждой определенной ситуации. Казалось бы, их жертвами становятся только доверчивые люди, не проявляющие бдительность, но это вовсе не так. В практике встречаются случаи, когда злоумышленники обманывают самых недоверчивых и осторожных.

Приемы давления

В обществе существует стереотип, что жертвами становятся исключительно пенсионеры и неустроенные одинокие люди. Однако люди, чьи базовые потребности не удовлетворены, находятся тоже в зоне риска. К примеру, если человеку не хватает денег или у него в семье проблемы, и он переживает из-за этого, то весьма вероятно человек погрузится в состояние хронического стресса. Те, кто пребывает длительное время в состоянии беспокойства, то и дело становятся жертвами аферистов.

Поэтому первый прием ­ – угроза безопасности. Безопасность – одна из базовых потребностей. Если человек обеспокоен своим финансовым положением, злоумышленникам легче зацепить его. Например, у семьи имеется депозит. Однако курс рубля растет, а ставки по вкладам – нет (или и вовсе уменьшаются). И тут поступает звонок из банка: «Только что с вашего счета была списана крупная сумма. Вы должны сказать нам номер карты и секретный код, чтобы мы остановили мошенников». Конечно, под влиянием эмоций семья может поддаться на обман.

Манипуляция потребностью поступать хорошо – еще один прием. Представьте: мошенник взломал аккаунт в социальных сетях, на странице появляется пост о том, что якобы мама владельца аккаунта попала в аварию и нужны деньги на операцию. И люди, несомненно, помогут денежными средствами, чтобы помочь, тем самым поступив правильно, хорошо.

Стоит отметить, что, согласно информации, опубликованной в сентябре прошлого года на информационном портале Life.ru, мошенники создают профили-двойники различных селебрити и обращаются с просьбой одолжить большую сумму – до 550 000 рублей. Директор Большого Московского цирка Эдгар Запашный оказался одним из пострадавших, который «одолжил» аферисту 50 000 рублей.

Третий прием – перегрузка информацией. Человеку сообщается не менее трех фактов в течение одной-двух минут. Из-за того, что он не может сконцентрироваться на нескольких вещах одновременно, появляется чувство неуверенности, и человек более подвержен давлению со стороны.

Четвертый – преувеличение или психологический прием «сначала напугай, а потом спаси». То есть злоумышленник давит на человека раздутой опасностью, погружает его в стресс, а затем демонстрирует озабоченность проблемой, предлагая решить её. Опознать «недобросовестного помощника» можно по фразам: «нужно сделать это сейчас — завтра будет поздно», «от кражи спасет только перевод денег в резервные ячейки», «другие банки держат информацию в секрете, а мы пытаемся спасти ваши кровные».

Действие вопреки общепринятым убеждениям – тоже часто используемый прием. Социально-адаптированный человек, ввиду убеждения, считает, что в вопросах смерти и здоровья обманывать нельзя. Однако аферисты таких принципов не придерживаются. Они придумывают болезни ребенку, которого в помине нет, просят деньги на операцию родителей.

Рекомендации Роспотребнадзора

Роспотребнадзором коллективно с экспертами и партнерами проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» была разработана памятка для потребителей с описанием часто встречающихся случаев мошенничества.

– не сообщайте никому логины и пароли от банковских приложений, коды из СМС, данные банковских карт;

– не совершайте никаких операций с картой или счетом, если вам диктуют действия по телефону или в чате; прервите разговор и сами перезвоните в банк по официальному номеру и уточните информацию;

– будьте крайне внимательны и осторожны при переходе по ссылкам и при звонке по номеру телефона, указанным в получаемых от банка сообщениях; убедитесь, что отправитель – именно ваш банк;

– если ваш друг или родственник просит срочно перевести деньги, особенно другому человеку, задайте несколько личных вопросов и убедитесь, что вы общаетесь не с мошенником, а лучше – перезвоните человеку по тому номеру, который сохранен у вас в записной книжке;

– отказывайтесь от сомнительных предложений заработать деньги или участвовать в «успешном» проекте с обязательным первоначальным взносом или быстрым авансом за еще не сделанную работу;

– проверяйте информацию о благотворительных акциях на официальных страницах известных вам благотворительных организаций;

– проверяйте на официальных сайтах государственных органов информацию о мерах поддержки – например, в разделе на сайте Роспотребнадзора.

Следует напомнить, что, получив СМС о переводе, которого человек не совершал, нужно позвонить в банк по официальному номеру (указанному на карте), и не возвращать деньги самостоятельно. Не стоит забывать: мошенников интересуют не только деньги, но и оплата навязанных товаров и услуг, часто низкого качества и по завышенной цене.

Как не стать жертвой?

Начнем с того, что многие покупают и приобретают вещи на бесплатных сайтах объявлений таких, как «Юла» или «Авито», которые удобны для продавцов и покупателей. И те, и другие могут оказаться жертвами злоумышленников при не соблюдении правил безопасности. Поэтому рекомендуется использовать официальные приложения ресурсов и проверенные источники.

Не нужно разглашать конфиденциальную информацию, устанавливать на гаджеты сторонние приложения (особенно уязвимы пользователи смартфонов с Android. Чтобы в телефон не попал вирус, все приложения надо скачивать только с официальных магазинов Google Play, AppStore, Windows и других). Проверяйте информацию, не паникуйте. Будьте избирательны при покупке в интернет-магазинах. Как это сделать? Не перечислять продавцу сумму за товар. Также важно изучить историю продавца, реализующего товар.

Как бы банально это не звучало, но не доверяйте незнакомцам, всегда читайте то, что требует подписи. Руководствуетесь правилом «доверяй, но проверяй». Не передавайте деньги незнакомцам. Обменивайте деньги исключительно в банках. В этом случае речь идет об обмене валют.

Можно ли избежать знакомства с мошенниками? Во-первых, не искать легкую наживу. Только мошенники обещают деньги за неделю без усилий и вложений. В Интернете немало даже курсов, которые обучают новичков создавать во Всемирной Паутине филиалы мошеннических сетей. Во-вторых, научитесь использовать VPN. Если похититель следит за сетью, например, ресторана или аэропорта, то пароли, переписка на сайте или интимные фото уже находятся под угрозой. Во избежание этого используйте VPN в незнакомых местах. В-третьих, создайте сильный пароль. Это самый простой способ обезопасить себя. Иначе говоря, забытый пароль проще восстановить, чем вернуть украденные деньги.

Правильное общение с жуликами

Мошенники это не всегда отпетые лгуны, у которых написано на лице, что они сейчас обманут человека. Ими могут оказаться обычные мужчины и женщины с непримечательной внешностью. Главное их отличие от остальных людей: они наживаются хладнокровно на темах здоровья и благополучия близких. В связи с этим нужно отойти от стереотипов мышления, относится критически к словам потенциальных злоумышленников, стараться проанализировать со всех сторон ситуацию перед тем, как согласиться с их предложением.

У людей появляется чувство сомнения, и в случае с мошенниками лучше руководствоваться правилом: сомнения только в пользу. Чтобы выявить афериста, выдержите паузу. Во время нее обманщики начинают подгонять, давить на срочность, ведь их задача – заставить действовать человека в момент его эмоционального напряжения.

Ещё один способ определить, кто на другом конце телефона, – начать задавать вопросы. Жулики используют чаще всего скрипты, где расписаны разнообразные сценарии хода разговора. Задайте вопрос о погоде или о том, как он поживает, как у него дела. С высокой долей вероятности мошенник растеряется и бросит трубку. Если человек привлечет третье лицо и начнет ретранслировать ему заданные аферистом вопросы, то, как правило, мошенник не готов к коллективному обсуждению и снова бросает трубку.

В случае, если человек общается с мошенником не по телефону, а лицом к лицу, то можно задать ему какие-нибудь личные вопросы. Мошенник не станет рассказывать о чем-то личном с холодным взглядом, при этом продолжая внимательно наблюдать за жертвой. Также мошенник старается говорит гладко, без запинок. В реальности речь людей содержит слова-паразиты, и настоящие сотрудники делают паузу. И самый важный совет: следите за новостями о мошеннической деятельности. СМИ подробно описывают методы, которые используют и изобретают обманщики.

Куда заявить о мошенниках?

Если был найден вредоносный сайт, то сообщить о нем можно Яндексу и Гуглу. С заявлением о мошенничестве обращаться в полицию. Приложение МВД поможет отыскать адрес ближайшего отделения, а также быстро связаться с ним. Поймать преступников по горячим следам можно. Однако для этого лучше сразу бежать в отделение полиции по месту жительства.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...