Контрольная закупка: наценка на продукты питания. Где выгоднее покупать, на рынках или в супермаркетах?

7 минут

Автор: Полина Миндрина

Популярные домыслы вокруг стоимости товаров: «Какую цену захотели, такую и установили», «Бессовестные совсем, грабят народ!» часто можно услышать от недовольных покупателей. Ценообразование на товары в торговых сетях непонятно обычным потребителям. Обсуждаемая наценка в магазинах формируется с учетом нескольких факторов: ритейлеры не выдумывают цену с «потолка», как считает необразованное в сфере торговли население страны.

Супермаркеты делают большую накрутку, до конечного потребителя продукт доходит по весьма завышенной цене. Выгодно ли приобретать продукты в магазине? Вопрос спорный. Есть некая гарантия качества, проверенные поставщики, контроль, но отметить выгодную цену для покупателя сложно.

«Торговая наценка регулируется исключительно покупательским спросом, а также маркетинговой стратегией торговой сети и поставщика, заинтересованного в максимальных продажах его продукции», - пояснила руководитель группы по работе со СМИ группы «Дикси» Екатерина Буруянэ.

В целом ритейл заинтересован в притоке покупателей, которых в связи с экономическим кризисом становится все меньше, а в среднем спросом пользуются достаточно дешевые продукты. В этих условиях сети магазинов устанавливают отрицательную наценку на ряд продуктов, чтобы обеспечить хороший поток клиентов, например, на сахар, соль, морковь, капусту: цена на прилавках на них ниже на 30–60% цены закупки. За счет более дорогих товаров ритейл субсидирует продукты «социальной корзины». Восполнить выручку помогают товары с наценкой 100 и даже 400%, к ним относятся: элитный алкоголь, дорогие сыры, чай, кофе, яйца и другие. Существуют периоды, когда цена какого-либо продукта вырастает до 700% от себестоимости, обычно это происходит в пору высокого спроса, особенно перед праздниками.

Борьба рынков и супермаркетов

1 кг свинины на московском рынке стоит 300-330 рублей, в супермаркетах от 450 рублей и выше, зависит от части мяса, которая идет на продажу. Овощи и фрукты значительно дешевле магазинных: свежие вкусные розовые помидоры из южных регионов страны – от 130 до 250 рублей (в зависимости от сорта), когда в маркетах продают безвкусные, искусственно выращенные томаты от 120 до 260 рублей и выше. В магазинах премиум-класса - от 300 рублей. И так, фактически, со всеми овощами и фруктами, в том числе и с экзотическими. Именно поэтому рынки так популярны и до сих пор очень востребованы в наше время: это история про соотношение цены и качества.

Существует понятие конечной стоимости, характерное для магазинов. В стоимость товара включаются все расходы на его транспортировку независимо от того, какой путь необходимо проделать. Стоит понимать, что основная составляющая наценки, которую назначает торговая сеть, – это прямые затраты на организацию торговли плюс прибыль торговой организации. Логистика, аренда и содержание помещений для магазинов, обеспечение сохранности товара, зарплата сотрудникам, электроэнергия, другие коммунальные расходы торговой точки, все перечисленное – наценка. Также издержки на обслуживание процесса доставки товара на полки. Себестоимость торговли составляет до 90% фактической наценки.

Также важен формат магазина. Например, в супермаркетах цены будут выше, чем в дискаунтерах, где товары по определению самые дешевые, поскольку супермаркет – это не только расширенный ассортимент, но и лучшие места, и сервис более высокого уровня.

Торговые сети часто используют различные акции для привлечения внимания потребителей, тогда цены могут совпадать со стоимостью товаров от производителей. Основную же маржу (разницу между ценой продажи товара и её себестоимостью) формируют крупные и дорогие товары, а специалисты всегда держат баланс: какой-то товар становится дешевле, другой автоматически вырастает в цене.

Выбор покупателей

С продуктами ситуация в городах России довольно сложная, но понятная. Продовольственные магазины предлагают покупателям товары крупных поставщиков, брендов, которые уже зарекомендовали себя в данной сфере, а мелкие предприятия, фермерские хозяйства не всегда имеют возможности выйти в массовую торговлю по причине высоких затрат. Очевидно, что крупный завод, производящий творожную массу, вызывает доверие у потребителей больше, чем небольшое предприятие, предлагающее молочные изделия высокого качества, но дороже. Покупателю привычнее и «безопаснее» взять проверенный продукт, например, молоко «Простоквашино», нежели «Вологодское». Возможно, в этом вопросе имеет значительный вес массовый спрос на данный бренд, реклама и уверенность в продукте. Но «стадный спрос» не дает гарантию качества товара, а многие покупатели приходят в магазины и берут продукты от определенного поставщика, не тестируя другие, не отслеживая их состав. Магазин, в свою очередь, «охотнее» возьмёт на реализацию товар передовых поставщиков, зная, что он его полностью реализует.

Корреспондент «Голоса совести» провел опрос среди жителей России, в котором выяснил, где и как покупатели совершают покупки.

Более 60 человек покупают продукты и на рынке, и в супермаркетах – это 48,78% от всех опрошенных. Так же 62 человека покупают товары только в магазинах, и всего 2 человека закупаются только на рынке – 2,44%. Полагаясь на статистику, можно сделать вывод, что в современной России рентабельны и рынки, и обыкновенные магазины.

По мнению опрошенных, выгодно покупать товары так же и на базарах/ярмарках/рынках, и в супермаркетах: равное количество людей проголосовало за оба варианта. 18 человек из 125 на вопрос: где выгоднее покупать продукты? – выбрали вариант – «не слежу за ценами/ не обращаю внимания на них» и 12 отметили вариант – «не знаю/ не разбираюсь в этом/ мне все равно».

«Когда как, на самом деле. Бывает дешевле на рынке, а бывает в магазине. Раз на раз не приходится», - считает Анастасия Петровская, участница опроса.

«Яндекс.Лавка – экономия 80% времени», - утверждает Елена Голицына.

9 человек из всех опрошенных так же подтверждают это и заказывают продукты через интернет-доставку. Стоит обозначить, что в современных реалиях до сих пор не все перешли на онлайн покупки, да и меньшинство пока может доверить выбор продуктов сборщикам на складах дарксторов. В основном заказы делает молодежь (18 – 30 лет) и более взрослое население страны (35 – 45 лет), но не во всех регионах РФ. Привыкнуть и полюбить покупки через интернет способен не каждый, а вот симпатия к рынкам, возможно, перешла молодежи «по наследству».

«Зависит от товара, который хочешь приобрести. Потому что сейчас, к сожалению, завышенная цена – не всегда гарант хорошего качества», - написала корреспонденту «Голоса совести» Валерия К.

«На рынке фрукты и овощи намного вкуснее, лучше и относительно выгоднее», - отметила Лана Романова.

«Нет рынка поблизости…Так овощи и фрукты брала бы там», - утверждает Ксения Мишинкина.

На вопрос о составе продуктов 13 человек ответили, что никогда не смотрят состав товаров, 15 опрошенных считают, что состав менее важен, чем вкус. 25 человек утверждают: то, из чего сделан продукт – не важно в принципе. Более 60 человек всегда полагаются на состав продуктов и называют его «главным приоритетом» в выборе производителя на прилавках.

Отметим, что в вопросе о качестве и свежести товаров более 100 человек проголосовали за вариант «безусловно важно». Оставшиеся 14 считают данные пункты значимыми, но опрошенные особо «не парятся» за свежесть.

Что касаемо цен на продукты, то здесь люди снова разделились на 4 лагеря. Первые – 75 человек – 71,5% отмечают, что, совершая покупки, они выбирают товар дороже, чем акционный/бюджетный, но качественнее. 5 человек утверждают, что низкая/выгодная цена важнее всех остальных пунктов (качество, вкус, бренд), и им важно, чтоб было «подешевле». Так же 5 человек не смотрят не цену в принципе: берут позицию популярного производителя/бренда, полагаясь на проверенное качество. Оставшиеся 20 человек придерживаются философии: «цена не так важна, как вкус».

«Мне важно соотношение цена-качество (и не био/эко за кучу денег, которое особо не отличается от обычных товаров)», - поделилась с нашим изданием Елизавета М.

«Стараюсь выбрать то, что по качеству будет хорошо и по цене приемлемо», - добавила Валерия К.

Ссылаясь на данное исследование, можно утверждать, что на 2021 год рынки ведут активную и достойную борьбу с супермаркетами, не уступая практически ни в чем. За счет аренды магазина и долгой транспортировки до прилавка в маркетах складывается приличная наценка на товары, чего нельзя сказать про рынок. Но ярмарки и базары есть не в каждом районе, что вынуждает покупателей закупаться только в привычных торговых помещениях. Рынки не могут похвастаться чистотой, красивой упаковкой продуктов и удобным месторасположением, но качество товара почти всегда превосходит магазинное, а цена радует клиентов.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...