Навигаторы детства

3 минуты

Автор: Елена Катунина

С 1 марта в школах десяти российских регионов будут введены оплачиваемые должности советников директоров по воспитательной работе. Как ранее сообщал “ГОЛОС СОВЕСТИ”, проект будет реализован в Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, Севастополе и Ставропольском крае.

Работу пилотного проекта в декабре прошлого года анонсировал глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов. Он сослался на принятые в 2020 году поправки к закону “Об образовании”, которые, по его словам, усиливают воспитательную работу в школах. Поправки были приняты во исполнение новой редакции Конституции: в частности, в них закрепляется, что воспитание должно основываться на “принятых в российском обществе правилах и нормах поведения” и формировать “чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества”.

Казалось бы, можно только радоваться тому, что школе вернут воспитательную функцию, которую за ней перестали признавать. Ведь последние двадцать лет мы постоянно слышим, что воспитание - это задача родителей, школа дает только образование. Почему так произошло - тема отдельного большого разговора; отчасти потому, что советские люди, изнуренные заботами государства с его идеологией, при первой возможности эти заботы с себя стряхнули. Однако школа как социальный институт в полной мере никогда не отказывалась от функции воспитателя. Подобная постановка вопроса просто сформировалаеще одну точку напряжения, коих так много в нашем разобщенном неуютном социуме.

Но ряд экспертов говорят о заведомой ангажированности такого воспитания. “Думаю, что здесь высока вероятность, что такие “советники” станут соглядатаями, которые будут следить и за учениками, и за учителями”, - считает депутат Госдумы, в прошлом учитель, директор школы, Вера Ганзя. Министр Кравцов в программе “Вести недели” заверил, что обязанности помощника не подразумевают идеологического воспитания, а лишь организацию внеучебной деятельности: спортивных мероприятий, походов в театр, музеи, общения.

Почему вообще возникла необходимость в такого рода воспитателях? В том же интервью ведущему “Вестей недели” Сергей Кравцов сказал, что это “давно принятое решение”, не имеющее отношения к “появлению школьников сейчас на уличных делах”.

Вероятно, она появилась потому, что ранее в ходе оптимизации существенно сократилось число методистов, психологов, логопедов, особенно необходимых в небольших школах в регионах с обедненной социальной средой? И потому, что граждане России вообще, и дети в частности, остро ощущают социальное сиротство; отсюда такое повсеместное явление, как педагогическая и социальная запущенность?

На что же будут направлены воспитательные усилия новой штатной единицы? Если в интерпретации “правил и норм”, принятых в российском обществе, возможны варианты, то с формированием “чувства патриотизма” все вполне однозначно. Тем более что вторым организатором проекта является провластное Российское движение школьников.

Для отбора советников Минпросвещения и РДШ запустили конкурс под названием “Навигаторы детства”.

Предполагается, что навигаторы смогут провести детей сквозь бушующее житейское море одним им известным курсом к намеченной - ими же - цели? Сообразуется ли эта навигация с принципами гуманистической педагогики, основанной на уважении к личности ребенка? “Дети - это не люди в будущем, они уже есть люди”, - говорил Януш Корчак. И эти люди, в силу присущего им максимализма и незамутненного условностями взгляда на мир, очень тонко чувствуют тех, кто относится к ним как к партнерам и друзьям, и отзываются благодарно только на искренние воспитательные воздействия.

Впрочем, есть вероятность, что лоцманы сами захлебнутся в море бесчисленных отчетов, календарных планирований и прочих мониторингов, от которых так страдают работники школы, и им попросту некогда будет заниматься чем-то еще за обещанную ежемесячную оплату в 15 тыс рублей в месяц.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...