НКО направили открытое письмо Президенту РФ

348
6 минут

Автор: Елена Краскова

Профильные НКО опубликовали открытое письмо, в котором говорится о катастрофической ситуации в России с лекарствами для лечения онкологических больных, в том числе детей. Адресаты письма - Президент РФ, председатели Правительства, Совфеда и Госдумы, профильные министры, уполномоченный по правам ребенка, руководитель Роспотребнадзора.

Авторы письма ссылаются на данные сентябрьского опроса, проведенного НМИЦ гематологии в 80% регионов; согласно этим данным, в России критически не хватает 26 незаменимых противоопухолевых препаратов. В их числе цитарабин, винкристин, даунорубицин, метотрексат, этопозид, доксирубицин, аспарагиназа и др.

Гуманитарная катастрофа

В письме говорится о том, что в последние недели резко выросло число обращений родителей, дети которых не могут начать или продолжать терапию из-за отсутствия лекарств. Острая нехватка необходимых препаратов зафиксирована в Алтайском и Хабаровском крае, Новосибирской, Брянской, Свердловской, Волгоградской, Мурманской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской, Тюменской, Челябинской, Калининградской и Ростовской областях.

Далее авторы письма говорят о том, что в 2020 году в России резко сократилось производство ряда противоопухолевых препаратов. Так, по данным аналитической компании RNC Pharma, производство этопозида за первые 8 месяцев 2020 года сократилось в 20 раз по сравнению с 2019 годом (падение с 278 тысяч упаковок до 13,7), винкристина – в 4 с лишним раза, метотрексата — в 2 раза. Кроме того, в этом году более 75% заявок на закупку этопозида остались без предложения. То есть на запросы больниц не нашлось поставщиков.

В ручном режиме

Об остром дефиците препаратов для химиотерапии заговорили уже в прошлом году. Директор Института гематологии, иммунологии и клеточных технологий ННПЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева, профессор Алексей Масчан говорил, называя сложившуюся ситуацию “гуманитарной катастрофой”, что если не произойдет изменение законодательства в сфере обеспечения лекарственными средствами, в России случится резкое, на 20-30%, увеличение детской и взрослой смертности.

Авторы письма напоминают о том, что в феврале 142 ведущих онколога России уже направляли подобное обращение в Минздрав; в нем речь шла о качестве российских дженериков и необходимости бесперебойного обеспечения больниц необходимыми препаратами. Письму предшествовало совещание с участием детских онкологов из 71 региона страны, в ходе которого они отметили, что “ухудшение качества доступных лекарств уже сейчас привело к снижению выживаемости: так, в последние годы частота рецидивов при остром лимфобластном лейкозе (это самое частое онкозаболевание у детей) возросла с 4% до 15%, и в год умирает около 100 детей, которых можно было бы вылечить”.

Так, в декабре прошлого года специалисты НМИЦ им. Н.Н. Блохина заявляли о низкой активности российских дженериков для противоопухолевой и сопроводительной терапии и серьезные побочные эффекты. Побочные действия вызывают состояния, требующие корригирующей терапии и увеличивают интервалы между курсами химиотерапии, а следовательно, снижают шансы пациентов на выздоровление, указывали онкологи. “Учитывая отсутствие убедительных доказательств эффективности и безопасности применения аналогов российского производства, возникает угроза дискредитации достигнутых результатов противоопухолевого лечения в онкопедиатрии”, — говорилось в докладной.

Глава правительства Михаил Мишустин провел тогда совещание и поручил снять ограничения на закупку импортных препаратов.

С тех пор кризис стал только острее: “Но сейчас ситуация стала еще серьезнее: речь идет даже не о проблемах с качеством лекарств, а о полном отсутствии целого ряда препаратов!”

Решение по отмене принципа “третий лишний” на закупку ряда препаратов запоздало, отмечают авторы письма (постановления об отмене были приняты в августе и сентябре этого года).

Они призывают принять экстренные меры по ликвидации острейшего дефицита онкологических препаратов, прежде всего, произвести срочную централизованную закупку препаратов, с которыми сложилась наиболее тяжелая ситуация, и распределить по клиникам; пересмотреть порядок формирования начальной минимальной цены контракта и отменить правило “третий лишний” для лекарств онкологического и гематологического профиля; создать эффективную систему контроля и быстрого реагирования, чтобы в будущем онкобольные пациенты без перебоев обеспечивались качественными препаратами.

Эффективный менеджмент

О последствиях принятия целого ряда законов по лекарственному обеспечению фармпроизводители и врачи говорили еще в то время, когда они принимались.

С введением системы расчета минимальной стоимости контракта стало невыгодно отечественным фармпроизводителям выпускать, а иностранным - продавать недорогие препараты. Так, фармацевтическая компания “Тева”, более 10 лет поставлявшая Винкристин в нашу страну, приостановила ввоз еще в марте 2019 года, т.к. существующие правила ценообразования сделали продажи препарата убыточными.

Слишком низкие закупочные цены заставили ряд отечественных фармацевтических компаний отказаться от производства препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП. Сейчас чиновники признали существование проблем в системе госзакупок и обещают разработать проект нормативного правового акта, предусматривающего увеличение предельной отпускной цены на данные препараты.

Принцип “третий лишний” в системе закупки лекарственных средств, согласно которому государство не может закупать импортные препараты, если в торгах участвуют два российских, стал причиной того, что иностранные поставщики частично или полностью ушли с рынка. Наконец, закон ФЗ-44, который предписывает закупки препаратов только на аукционах и при котором цена препарата становится важнее, чем его качество. С момента его принятия в 2013 году не раз звучали предложения о выводе из-под его действия процедуры закупки лекарственных препаратов.

В последнее время к числу проблем прибавились сбои в работе системы маркировки лекарственных средств. Между тем фармпроизводители выражали сомнение в готовности отрасли к ее запуску. Несмотря на это, с 1 июля были введены новые правила, по которым все новые поступающие в оборот партии препаратов должны иметь маркировку. В конце октября Минпромторг перевел систему маркировки на уведомительный режим работы. Глава ведомства Денис Мантуров признал, что технически дистрибьюторы и аптеки оказались не готовы к работе с маркированными препаратами.

Однако проблемы с организацией госзакупок в ручном режиме решить гораздо сложнее. Специалисты НИУ ВШЭ в своем новом исследовании указывают, помимо всего прочего, на то, что анализ закупок лекарственных препаратов в 2019 и 2020 гг. демонстрирует критически низкие показатели конкуренции и экономии в таких процедурах.

Таким образом, поставив во главу угла идею развития отечественной фарминдустрии и сокращения расходов в ущерб задачам сохранения жизни и обеспечения пациентов качественными эффективными препаратами, чиновники не добились ни одной из своих целей.

Весной этого года “Известия” запрашивала комментарии Минпромторга относительно правила “третий лишний” при закупке лекарственных средств. В ведомстве ответили: “Говорить о том, что стратегия “Фарма-2020” ориентировалась на импортозамещение, не совсем корректно. Все-таки ее целью является переход на инновационную модель развития. Стратегия предполагает постепенное достижение импортонезависимости по части номенклатуры лекарственных препаратов”.

Оценить убедительность подобных высказываний могут сейчас родители, отчаянно пытающиеся найти для своих детей жизненно необходимые им лекарства.

Истинный масштаб разразившейся катастрофы выходит за рамки любого письма. “Если же срочные действия не будут предприняты, возникшая нехватка лекарств уже в самое ближайшее время приведет к гибели тысяч людей и отбросит российскую онкологию на десятилетия назад”, - заключают его авторы.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...