Почему крупные магазины отказываются от спиртного?

4 минуты

Автор: Александра Миллер

Продажа алкоголя – вопрос всегда спорный и сложный. Если в мае прошлого года ритейлерам приходилось отказываться от запусков новых точек на фоне ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, то в 2021 году они столкнулись с другими проблемами. Количество предприятий розничной торговли, где продается алкоголь, в самом деле сокращается. В чем же кроется причина?

Инициативы для решения проблемы

Начнем с того, что в начале 2021 года членом Общественной палаты Султаном Хамзаевым в письме на имя главы Минпромторга Дениса Мантурова было предложено исключить из продуктовых и перенести в специализированные магазины алкогольные напитки, крепость которых превышает 15 процентов. Обосновал он это тем фактом, что алкогольные ряды занимают немалую площадь в магазинах, тем самым выполняя рекламную функцию среди почти ежедневно посещающих торговые точки взрослых и их детей.

«В связи с этим прошу Вас рассмотреть возможность ограничить торговлю алкоголя в продуктовых магазинах и супермаркетах, а именно оставить за ними право на реализацию алкогольной продукции крепостью не выше 15%, перенеся продажу напитков крепостью свыше 15% исключительно в специализированные магазины алкогольной продукции», - говорится в тексте обращения.

Зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин данное предложение прокомментировал следующим образом: «Это может быть той точкой, к которой мы должны стремиться». Парламентарий отметил, что пока реализация этого проекта является не совсем реальной, однако идею убрать крепкие спиртные напитки из обычных магазинов назвал правильной.

Следует сказать, что ранее министр здравоохранения Олег Салагай заявил: связь между употреблением алкоголя и развитием некоторых заболеваний в отдельных возрастных группах может достигать 75 процентов. Приблизительно десять процентов смертей в стране, добавил Салагай, связаны непосредственно с крепкими напитками. По словам психиатра-нарколога Александра Ковтуна, существует безвредная для человека доза алкоголя: «Лечебная доза алкоголя — это чайная ложка в качестве миорелаксанта, адаптогена и антистресса. Все, что больше, — это уже токсические и ядовитые дозы, в той или иной степени это будет приносить вред».

Вопросом употребления алкоголя встревожены в стране также из-за прогноза экспертов «Трезвой России», которые предположили, что к 2050 году население страны может снизиться до 125 миллионов человек. На демографию негативно влияет ряд факторов, в частности алкоголь, табак и наркотики. Однако Ковтун считает, что с таким прогнозом можно было бы согласиться 10-15 лет назад, но сейчас ситуация изменилась. Он выразил надежду, что расчеты экспертов «Трезвой России» не сбудутся.

Х5 Retail Group

В Свердловской области в 131 магазине сети Х5 Retail Group – «Пятерочка» и «Перекресток» приостановили продажу алкоголя ввиду проблем с лицензией. «В деятельности торговой сети были выявлены нарушения обязательных (лицензионных) требований, установленных ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также несоблюдение условий, предусмотренных лицензией на розничную продажу алкогольной продукции, что явилось основанием для приостановления действия лицензии в соответствии с требованиями закона», – рассказал министр АПК и потребительского рынка Свердловской области Артем Бахтерев.

Бахтерев уточнил: продажа спиртосодержащих напитков будет возобновлена после устранения всех нарушений. Какие именно нарушения допустила сеть, ни в министерстве, ни представители самой сети уточнять не стали. Сегодня законодательство не требует получать на каждую торговую точку отдельную лицензию, но в таком случае сеть очень рискует: если один магазин «проштрафился», то ограничения коснутся всех магазинов, которые относятся к этому юридическому лицу. Согласно мнению экспертов, за один рабочий день магазин без продажи алкогольных напитков теряет 3% месячного заработка.

Магнит

Однако не все сети розничных магазинов в России закрываются из-за нарушений и проблем с лицензией. Второй по обороту российский ритейлер «Магнит» вслед за X5 Group отказался от тиражирования формата алкогольных магазинов «Магнит вечерний». Данная концепция тестировалась с 2019 года. Теперь существующие точки переделают в магазины «у дома» и «Магнит косметик». Причина такого решения легко объяснима: крупные федеральные ритейлеры не смогли конкурировать с такими игроками сегмента, как «Красное & белое» и «Винлаб».

По словам партнера One Story Ольги Сумишевской, ассортимент «Магнита вечернего» не отличался от представленного в обычных магазинах и существенно проигрывал специализированным сетям. Ко всему прочему, гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров рассказал, что в данном сегменте успешное направление – жесткие дискаунтеры с агрессивным ценообразованием, либо алкогольные дистибуторы, как Beluga Group, которые таким образом реализуют диверсификацию каналов продаж и снижают зависимость от поставок в федеральные сети. Также, подчеркнула Сумишевская, бурная экспансия сетей «Красное & белое» и «Бристоль» (входят в Mercury Retail Group Игоря Кесаева, Сергея Кациева и Сергея Студенникова) привела к тому, что алкомаркеты стали перетягивать трафик магазинов «у дома». Из-за этого основные ритейлеры были вынуждены апробировать схожий формат.

Конкурировать с вышеперечисленными сетями весьма сложно и не интересно. X5 Group и «Магнит» в теории могли бы развивать собственные сети алкомаркетов. Но, выбирая перспективные форматы, они смотрят всё-таки на потенциал достижения лидерства в сегменте. Поэтому в дальнейшем «Магнит» сосредоточится на развитии дискаунтеров «Моя цена» и «Магнит косметик». DIY-магазин «Магнит мастер» может тоже оказаться перспективным форматом для сети в сегменте.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...