Потеря посетителей: почему некоторых россиян отталкивает просьба предъявить QR-код при входе в общественное место?

5 минут

Автор: Виктория Лисунова

У нас в стране до сих пор сохраняется напряженная ситуация, связанная с заболеваемостью коронавирусной инфекцией. По всей стране вводятся различные ограничения, в том числе и на посещение общественных мест. От россиян требуют обязательного наличия действующего QR-кода, который будет подтверждать информацию том, что человек вакцинировался, переболел или же имеет отрицательный ПЦР-тест. Однако необходимая мера предъявлять код почти на каждом шагу вызывает общественное недовольство и делает людей раздражительными.

Современные реалии предполагают максимальное соблюдение людьми всех рекомендуемых и обязательных мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции в стране и во всем мире. В последние несколько лет в России во всем начали активно использоваться QR-коды. Сейчас они также применяются для регулирования посещения людьми общественных мест. По отношению к такому правилу большинство россиян выражают свое несогласие, а рестораны, магазины, кинотеатры и театры теряют огромное количество своих посетителей.

В самом начале пандемии для отслеживания контактов человека с установленными носителями коронавируса, посещений очагов заболевания или нарушений условий карантина QR-код стали использовать в Китае. Стоит отметить, что в Поднебесной такая технология использовалась повсеместно уже довольно давно во всех сферах жизнедеятельности. В основном при оплате через мобильные приложения со встроенными платежными системами.

В КНР создали даже специальное приложение, которое основывалось на перемещении граждан в частности людей, приехавших из небезопасной с точки зрения заражения коронавирусом страны, города или района или имевших контакты с инфицированными. В нем каждому жителю Китая присваивался свой собственный цвет – красный, желтый или зеленый. В свою очередь, если статус отображался в красном цвете, то этому человеку следовало соблюдать строгие карантинные меры. Приложение имело название «Код здоровья», благодаря которому власти могли контролировать ситуацию с распространением коронавирусной инфекции в стране.

Россияне впервые познакомились с QR-кодами, когда весной 2020 года в столице ввели электронные пропуска. Такая мера предполагала контроль режима самоизоляции гражданами. «Цифровой пропуск» по желанию мог получить каждый житель Москвы, однако для осуществления лишь определенных поездок. В перечень входили поездки на работу, в медицинские учреждения, а также поездки в личных целях, например, в магазин, на вокзал, в аэропорт или же за город – на дачу.

На сегодняшний день ситуация выглядит немного по иному. Действительно, меры ужесточили сильнее, чем было ранее. Помимо этого властями постоянно разрабатываются новые способы склонить людей к вакцинации. Отмечается, что порядок контроля QR-кодов будет действовать до 1 июня 2022 года. К этому сроку, как пояснила вице-премьер Татьяна Голикова, власти рассчитывают добиться уровня коллективного иммунитета 80%.

После введения QR-кодов изменилось и отношение россиян к власти. С помощью позитивной темы генетических исследований, федеральный центр перехватывает протестную повестку, связанную с коронавирусными ограничениями, считает эксперт:

«Из-за антиковидной протестной активности власти свернули жесткие меры в августе. Сейчас QR-коды на транспорте не зашли, принятие закона отложили на декабрь. Протестная активность из-за ковида — серьезный сигнал для власти. И она пытается представить другое лицо медицины, смягчить повестку и переключить внимание с антивакса в сторону научных изысканий в генетике. Ведь это перспективное направление, где можно пройтись по болевым темам, связанным с иммунитетом, вакцинацией, тестированием», — объясняет Дмитрий Абзалов, руководитель Центра стратегических коммуникаций.

Многих россиян отталкивает требование предъявить свой QR-код на входе в общественное место в том случае, даже если он у них есть. Во-первых, это занимает достаточно времени, чтобы у каждого посетителя проверили его наличие, как итог – образуются длинные очереди. Во-вторых, такая мера контроля у многих людей отталкивает все желание заходить в магазин, что ведет к потере потенциальных покупателей и соответственно прибыли. Кроме того, порцию негатива получают и работники, вынужденные стоять целыми днями на входе и проверять у всех QR-коды.

Что касается непосредственно магазинов – абсолютно точно сейчас люди будут отдавать свое предпочтение онлайн-шопингу. Тем самым они уверены, что сэкономят свое время и что гораздо важнее – свои нервы, ограничив себя от проявления возможной агрессии, а также от негатива со стороны. С корреспондентом «Голоса Совести» несколько россиян поделились своим отношением к введению QR-кодов в общественных местах:

«До конца эпопеи с QR-кодами, то есть ближайшие лет 10 или никогда, я в оффлайн шопинг – ни ногой. Обычно поиски одежды занимают у меня максимум час, а сегодня только минут 40 своей жизни я потратила на то, чтобы отрапортовать двадцати охранникам в каждом магазине, как меня зовут и когда я родилась. К тому же я заметила, что паспорт у меня вообще никто не спрашивал, так что многие люди могут спокойно ходить в общественные места, предъявляя  чужой QR-код. Я работаю в банке и очень надеюсь, что никто не придумает сделать вход туда по кодам. В ином случае будет очень сложно работать из-за негатива клиентов», – поделилась Елизавета.

«Поход по магазинам мне всегда доставлял только удовольствие, но с введением QR-кодов это изменилось. Я не люблю чувствовать на себе давление, но с ним невозможно не столкнуться, посещая сейчас любое общественное место. Несмотря на то, что у меня имеется QR-код переболевшего коронавирусом, мне не всегда хочется искать его в телефоне, доставать сначала студенческий билет, потом паспорт – некоторым мало сходства инициалов, необходимо еще сравнить и дату рождения. Меня раздражает, что код надо предъявлять на каждом входе. Поэтому в моменты, когда кто-то сразу в лоб требует его с претензией и с недовольным лицом – я разворачиваюсь и ухожу», – рассказала Евгения.

Результаты опроса, проведенного сервисом Superjob, показали, что введение QR-кодов как на транспорте, так и в магазинах поддерживают 14% респондентов. В то же время 2% опрошенных считают, что вводить коды нужно только для посещения магазинов. Столько же уверены, что такие меры нужны только для транспорта. Против QR-кодов выступили 68%, а 14% затруднились ответить. Всего в исследовании участвовало 1,6 тысяч человек старше 18 лет из всех федеральных округов страны и проживающие в 386 населенных пунктах.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...