Смогут ли «навигаторы детства» перевоспитать современную молодежь?

256
6 минут

Автор: Виктория Лисунова

Осталось чуть меньше месяца до окончания приема заявок на отбор кандидатов на должность советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями. В 2021 году конкурс проведут в десяти пилотных регионах, а уже в следующем планируется провести его во всех регионах России. Новый подход в воспитательной работе должен оказать влияние на формирование личности учеников общеобразовательных школ.

За проект в значительной мере отвечает созданное в 2015 году Российское движение школьников (РДШ), которое курируется администрацией президента. «Я уже несколько месяцев работаю педагогом-организатором в одной из школ Подмосковья и на собственном опыте знаю, что основная проблема в школах — это нехватка времени для общения», – прокомментировала нововведение исполнительный директор РДШ Ирина Плещева.

Воспитатели должны будут не просто общаться со школьниками, а быть с ними на одной волне. Это значит, что так называемым советникам придется постоянно следить за всеми модными трендами, касающимися фильмов, музыки, компьютерных игр, социальных сетей, чтобы находить общий язык с подростками. Помимо этого со школьниками будут общаться на тему политики.

Именно череда последних митингов и появление на них большинства школьников заставило задуматься российских чиновников об усовершенствовании воспитательной работы с учащимися. В акции за освобождение Навального 23 января, по данным детского омбудсмена Анны Кузнецовой, задержали около 300 несовершеннолетних, 31 января, по информации «ОВД-Инфо», были задержаны более 200 человек младше 18 лет. Возможно данное нововведение – это шаг к тому, чтобы как-то изменить или же вовсе взять под контроль политизированность современной молодежи. Ирина Плещева также отметила: «Нужно, чтобы они [подростки, которых задержали на несанкционированных акциях] не чувствовали злобу или что они покинуты».

Интересно, почему министерство просвещения так уверенно, что школьники будут открыто общаться и делиться своими проблемами с совершенно посторонними взрослыми? Есть вероятность, что несколько десятилетий назад такое преобразование бы прижилось, но сейчас оно неактуально. Современные подростки больше склонны доверять людям из Интернета – блогерам, нежели «советникам», которых за них выберут и намеренно закрепят в школе.

Важно создать такую атмосферу, чтобы школьники сами хотели приходить на встречи с воспитателями. Подросткам многого не нужно, им важно, чтобы их слышали, слушали и понимали. По этой причине работать советниками в школы должны идти максимально заинтересованные в этом люди, в противном случае будет обратный эффект.

Многие сейчас задаются вопросом, для чего школьникам нужен второй классный руководитель? По своей сути актуальные и волнующие вопросы можно обсудить и на классных часах. Очевидно, что тогда работа советников должна будет быть индивидуальной с каждым учеником, но из-за этого могут возникнуть проблемы в совмещении с учебным процессом. Вопрос о том, как воспитатели смогут повлиять на мировоззрение и избежать девиантного поведения школьников, пока остается открытым.

На должность советника могут претендовать люди с опытом педагогической деятельности, а также те, кто не менее 5 лет реализовывал социально-значимые проекты в сфере воспитания на муниципальном, региональном или федеральном уровнях. Необходимо, чтобы будущий наставник ранее уже осуществлял воспитательную работу с детьми. Особо приветствуется опыт вожатской деятельности. Принять участие в конкурсе «Навигаторы детства» смогут действующие педагоги и студенты педвузов, начиная с четвертого курса.

Первая программа обучения советников-воспитателей пройдет на базе МДЦ «Артек» с марта по август 2021 года. Она рассчитана на 106 часов, организаторы конкурса предполагают, что через нее пройдут порядка 2500 человек. Отметим, что всего в России более 40 тыс. школ.

Прежде всего «навигаторы детства» должны обладать лидерскими качествами и уметь взаимодействовать с группой. В обратном случае, если наставник не будет решительным и уверенным в себе, а также терпеливым и уравновешенным, то ему придется очень сложно завоевать расположение школьников. Тихого, мягкого и нерешительного человека никто не будет слушать. Подростки его просто-напросто обсмеют. Ирина Плещева считает, что советники смогут транслировать представителям власти запрос школьников на то, чтобы с их мнением считались.

Безусловно, введение новой должности «навигатора детства» имеет как свои плюсы, так минусы. Наиболее объективно об этом могут судить именно школьники и преподаватели. Корреспондент «Голоса Совести» поговорил с теми, кого затронет это нововведение.

Анастасия Макарова – сурдопедагог, имеет опыт работы вожатым и воспитателем в детском лагере:

«По моему мнению, сама идея внедрения «воспитателя» выглядит сомнительно. Что он будет проповедовать, воспитывать? Он будет говорить о том, что нельзя собираться на митинги? А чем это плохо? Я считаю, что в школе вопросы политики и вопросы общества мы обсуждаем на уроках обществознания и истории. Из этого у нас формировалась своя гражданская позиция. Нас воспитывает семья, школа, общество. Не думаю, что все школьники, которые выходят на митинг, делают это неосознанно. Сложно представить, что один человек сможет изменить мнение всех учащихся».

Ксения Вахрушева – ученица 9 класса:

«На самом деле, я думаю, что это хорошая идея, так как воспитатель бы обсуждал с учениками довольно насущные темы и вводил бы их в курс дела, тем самым снижая риск услышать ложную информацию из масс и поддаваться на слухи. Особенно эффективно это было бы для учеников, начиная со среднего звена. Буквально недавно наш преподаватель по русскому языку рассказывал историю, как ученики 5 класса собрались идти на митинг. Уверена, что таких много. Если бы был воспитатель, то появление детей-подростков на митингах и прочих мероприятиях можно было бы сократить, потому что педагог бы правильно и доступно объяснил насколько это опасно и что участвовать в таком не стоит. Так что я считаю, проводить беседы – это один из самых верных вариантов».

Мария Щедрина – ученица 7 класса:

«Я была бы рада такому воспитателю, но только если он будет общаться, а не внушать детям свою точку зрения и говорить, что делать можно только так и никак иначе. У каждого есть своё мнение. Как я считаю, воспитатель должен лишь узнавать, как мы понимаем данную ситуацию, но ни в коем случае не осуждать нашу точку зрения. Возможно, он может лишь подтолкнуть нас на другой путь, объяснив, что это не совсем правильно, но никак не заставлять нас думать и считать, как этого хочет он. Сейчас в школах все учителя говорят одно и то же: как плохо быть против власти, ходить на митинги и думать в нашем возрасте о политике. Было бы здорово, если бы появился такой человек, который бы слушал и понимал нас».

Новые вакантные должности будут официально введены в штатное расписание школ в десяти регионах России с 1 марта 2021 года. Воспитатели появятся в Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях, в Ставропольском крае и в Севастополе.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...