TikTok: пространство для творчества или деградации? Что скрывается за популярной платформой?

62
9 минут

Автор: Виктория Лисунова

В последний год весь мир буквально взорвала социальная сеть под названием TikTok. Данное приложение завоевало сердца не только подростков, но и представителей старшего поколения. На этой развлекательной платформе пользователи начали проводить гораздо больше своего времени, чем в том же Instagram или YouTube. Не стоит отрицать, что популяризация TikTok отчасти выпала на период самоизоляции, связанной с коронавирусом.

История создания

Ни для кого не секрет, что TikTok является приложением, созданным в Китае. Оно было выпущено целенаправленно для международного рынка китайской компанией ByteDance. В самом Китае аналогичная социальная сеть носит название Douyin. TikTok и Douyin являются по сути одним и тем же приложением, однако они работают на отдельных серверах в соответствии с действующими в Китае цензурными ограничениями. Douyin может быть загружен только на территории Китая, а TikTok доступен только пользователям за его пределами.

В 2011 году китайский программист Чжан Имин создал компанию ByteDance, которая занялась разработками в области искусственного интеллекта. Осенью 2016 года видеохостинг Douyin заработал на территории Китая. В сентябре 2017 года компания ByteDance сделала первый шаг по выходу на мировой рынок, запустив копию приложения Douyin под названием TikTok в Индонезии. Мировую популярность оно приобрело уже в ноябре того же года после слияния с площадкой Musical.ly.

Приложение Musical.ly было основано китайскими предпринимателями Алексом Чжу и Лую Янг в апреле 2014 года. С 2015 года приложение стало привлекать миллионы пользователей и в июле поднялось до первой позиции в рейтинге App Store. Сервис становился самым загружаемым бесплатным приложением в более чем 30 странах, включая США, Канаду, Великобританию, Германию, Бразилию, Филиппины и Японию. В июле 2016 года приложение musical.ly достигло 90 миллионов загрузок и каждый день в нём публиковалось более 12 миллионов новых видеороликов.

По сути, платформа Musical.ly своим функционалом ничем не отличалась от TikTok. Если говорить о целевой аудитории, использующей данные развлекательные приложения, то тут возникает расхождение. Musical.ly полюбилось больше подросткам, а вот TikTok сейчас используют люди совершенно разных возрастов.

Возрастная аудитория

Всего у TikTok 18 млн пользователей из России. Из них 60% женщины, 40% — мужчины. Дети и подростки — это около 43% аудитории, люди в возрасте от 18 до 34 лет — 33%, от 25 до 34 лет — 21%. В китайском приложении Douyin возраст пользователей находится преимущественно в пределах 18-35 лет.

Особенности творческой платформы

Чем же эта социальная сеть получила такую огромную популярность по всему миру? TikTok стал популярен благодаря простой интересной концепции и легкому интерфейсу. Пользователи приложения публикуют видео хронометражем до 60 секунд, но чаще всего там снимают 15-ти секундные ролики. В повседневной жизни такой формат очень удобен, ведь большинство людей потребляют контент со своих смартфонов. Короткий формат видеороликов позволяет смотреть их, где и когда удобно.

Лента рекомендаций TikTok чем-то может напоминать ленту историй Instagram. Люди, использующие каждую из этих социальных сетей, делятся своими фотографиями и видеороликами с остальными, однако пользователи TikTok больше нацелены на публикацию креативного контента, чем пользователи Instagram.

Главное отличие от остальных конкурентов – это необычный формат видео. Благодаря встроенному в приложение видеоредактору все видеофрагменты можно с легкостью обрезать, склеивать, замедлять, ускорять, на них можно накладывать музыку, добавлять визуальные и аудио-эффекты. Пользователи TikTok любят эту развлекательную платформу за атмосферу абсолютного творчества и самовыражения.

Для создания ролика, который могут увидеть сотни, тысячи, а то и миллионы пользователей достаточно иметь лишь хорошую идею. Типы видео здесь разнообразны. Это могут быть музыкальные клипы, скетчи, танцы, реакции на тренды, дуэты, флешмобы. Стоит лишь дать волю своей фантазии и воображению, чтобы создать интересный видеоролик.

Конечно, бывает и такое, что «выстраивают» глупые и совершенно тупые клипы. Дело в том, что в рекомендации попадают видео, которые потенциально интересуют или могут заинтересовать зрителя. Как ранее говорилось – здесь задействован искусственный интеллект. Благодаря нему лента рекомендаций будет составляться из соответствующих предпочтений пользователя. Проще говоря, чем больше человек взаимодействует с роликами – ставит лайки, делится, комментирует – тем точнее будут составлены его рекомендации.

Развлечение и обучение

Многогранность социальной сети говорит сама за себя. На ее просторах можно встретить не только представителей творческих профессий (танцоров, певцов, художников, фотографов, визажистов и др.). Платформа TikTok полюбилась и специалистам из сферы медицины, образования, спорта, бизнеса, туризма, культуры, и др. Это говорит о возрастном контрасте людей, использующих TikTok.

В TikTok помимо развлекательного контента также преобладает и образовательный. Продвинутые в своих сферах специалисты расскажут о лайфхаках в изучении иностранных языков, интересных фактах по поводу работы нашего организма, необычных способах приготовления блюд и кулинарных рецептах. Спикеры откроют секреты личностного роста и выведут на путь саморазвития, спортсмены покажут полезные упражнения, а представители туристической сферы проведут онлайн экскурсию по какому-нибудь городу.

Ограничения публикации

В 2020 году большинство юзеров сети — дети, подростки, молодежь. Однако легкомысленная и веселая атмосфера сети иногда переходит все грани дозволенного несмотря на то, что все публикации в ленты и личные профайлы проходят детальную проверку на соответствие условиям использования. Так все-таки, какие же есть цензурные ограничения на развлекательной платформе?

Правила сообщества TikTok подразумевают запрет на публикацию следущих материалов:

  • роликов, которые склоняют к участию в террористических организациях или к реализации действий террористического характера;
  • нацеленных на подталкивание к суициду, нанесению вреда своему здоровью;
  • контент, который побуждает людей вредить здоровью и жизни другим;
  • видео, которые рассказывают о создании причин для расстройства пищеварительного тракта;
  • с элементами запугивания, угроз, риска физической или моральной расправы;
  • продажа бомб, оружия, самодельных взрывных устройств;
  • продвижение азартных игр и запрещенных лотерей;
  • любого контента, который призывает совершать запрещенные действующим законодательством нарушения.

Под жестким табу администрации TikTok находятся такие ролики:

  • клипы 18+;
  • сцены насилия;
  • призывы к суициду или нанесение себе вреда;
  • демонстрирование методов самостоятельного производства лекарственных препаратов и распространение этого в интернете;
  • буллинг;
  • спам;
  • угрозы здоровью и жизни;
  • риск физической расправы;
  • плагиат.

Последствия нарушения правил

Нарушение вышеизложенных правил могут повлечь за собой бан. За серьезные проступки пользователь может получить временный блок, а за серьезные нарушения — вечный черный список. Помимо этого, если человек будет замечен в роликах, которые призывают к совершению уголовных преступлений, к вам домой придут сотрудники правоохранительных органов.

Одним из нарушивших правила недавно стал подросток из Читы. Ради публикации в TikTok молодой человек прикурил от свечи в кафедральном соборе Казанской иконы Божьей матери. Своевременно последовала масса гневных комментариев, и запись была удалена с аккаунта. Подростка могут обвинить в свершении действий, выражающих явное неуважение к обществу и оскорблении религиозных чувств верующих.

Египетский суд в июле этого года вынес первый приговор в адрес пользователей соцсетей. Обвиняемыми стали молодые девушки-инфлюенсеры. Ханин Хоссам, 20-летняя студентка университета Каира с почти миллионной аудиторией в Tik Tok, обвиняется в подстрекательстве молодых женщин к знакомству с мужчинами с помощью видеоприложения. Девушка призывала заводить с мужчинами дружеские отношения и получать вознаграждение в зависимости от количества подписчиков, которые смотрят эти чаты, передает Aljazeera. Вторая обвиняемая, Мавада Аль-Адхам с трехмиллионной аудиторией, публиковала в Tik Tok сатирические и танцевальные ролики. Девушку обвиняют в публикации «непристойных» фотографий и видео в социальных сетях. Три другие обвиняемые помогали Хоссам и Аль-Адхам с ведением соцсетей.

TikTok и российский шоу-бизнес

Как показал опыт – через TikTok реально пробиться в шоу-бизнес. Именно поэтому Давид Манукян, российский хип-хоп и рэп-исполнитель, видеоблогер, более известен под сценическим псевдонимом DAVA решил, что может помочь парням и девчонкам в раскрутке, поэтому вложился в проект под названием Super House. В этом доме он собрал десяток набирающих популярность тик-токеров, чтобы они совместно создавали уникальный контент для общего аккаунта Super House в TikTok. Однако спустя несколько недель шесть человек со скандалом покинули дом и записали разоблачающие видео.

Первым о проблемах заговорил Владислав Илюшенов, который в своих роликах честно признался, что и Давиду Манукяну, и менеджерам, которые взаимодействуют с блогерами, откровенно наплевать на происходящее: «Все наши идеи по поводу креатива сразу же зарезались. То есть мною был написан сценарий для YouTube, но никто даже пальцем не пошевелил. Мы выбели одно сотрудничество с брендом, но менеджеры нам сказали: «Мы вам не доверяем». Владислав поделился, что их обязали записать бесплатную рекламу для уважаемого бренда по причине того, что представителям фирмы не понравился клип Давы: «Многие ребята состоят в агентствах, им нельзя выкладывать несогласованную рекламу. После обоснованного удаления рекламы реакция менеджеров была великолепной. В 12 ночи ребят с вещами выставили за дверь». В итоге после участия в Super House многие потеряли не только рекламные контракты, но и аудиторию.

Размещение рекламы

В TikTok реклама должна не выбиваться из общего стиля подачи контента. Она должна быть легкой и ненавязчивой, смешной и может быть даже немного глупой. К рекламе продукта можно и нужно подходить с искренностью и вовлеченностью ради того, чтобы публикация не выглядела вычурно. Особенно хорошо будут продвигаться массовые бренды для молодежи. Важно учитывать такую особенность социальной сети, как близость к самому потребителю.

Конкуренция с Instagram

Из-за возникшей конкуренции между крупными приложениями, Instagram объявил, что в скором времени запустит «убийцу TikTok» под названием Reels. Выяснилось, что Reels станет частью Instagram Stories. Стоит отметить, что Instagram, уже несколько раз пытался копировать популярные функции из чужих приложений, однако это не произвело особого фурора.

Приложение-шпион

После запрета TikTok в Индии по причине того, что приложение не защищает данные пользователей, тема, касающаяся сбора конфиденциальной информации пользователей приложения начала набирать обороты. Некоторые называют TikTok – шпионом, собирающим личные данные. Они утверждают, что приложение может получать доступ к данным, хранящим:

  • Имена (настоящие), адреса, пароли, телефоны, даты рождения.
  • Информацию о других приложениях на телефоне, включая удаленные приложения.
  • Информацию об использовании интернет активности.
  • Местонахождение (обновляет каждые 30 секунд).

По этой причине Министерство обороны США порекомендовало всем гражданам, связанным с военными структурами, удалить с рабочих и персональных смартфонов китайские приложения. Помимо обвинения в шпионаже, американский президент Дональд Трамп подтвердил, что блокировка TikTok может стать «одним из вариантов наказания Китая за распространение коронавируса». Помимо Америки почти в это же самое время Корейская Комиссия по коммуникациям приняла решение оштрафовать TikTok за незаконный сбор и передачу за границу данных несовершеннолетних пользователей.

В последний год наша жизнь стала еще сильнее связана с компьютерами и смартфонами. Тесный контакт с новомодными приложениями и огромное количество времени, проведенное в Интернете, для нас уже стало нормой. По этой причине необходимо относиться с осторожностью не только к TikTok, но и к остальным социальным сетям, чтобы избежать утечки персональной информации.

Приложение TikTok изо дня в день дарит миллионам людей хорошее настроение. Среди других социальных сетей, в которых люди уже так привыкли выставлять в основном только идеальную сторону своей жизни, эта платформа побуждает оставаться собой и не искажать реальность. TikTok – это свобода для творчества и воплощения самых необычных идей. Здесь на каждого найдется свой зритель.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...