Выполнят ли все иностранные компании требования российского закона о «приземлении»?

4 минуты

Автор: Миллер Александра

С 1 января в России вступает в силу закон о «приземлении» иностранных IT-компаний. Зарубежные интернет-компании, чья суточная аудитория превышает 500 тысяч пользователей, должны открыть свои уполномоченные представительства в Российской Федерации.

О законе

Раньше российское законодательство не содержало прямой обязанности для интернет-компаний, которые оказывают информационные услуги гражданам РФ, учредить на её территории юридическое лицо, наделенное полномочиями действовать от имени такой компании. Это формально позволяло им оставаться за пределами юрисдикции России. Роскомнадзор даже дал время на подготовку к исполнению требований закона о «приземлении» зарубежным IT-компаниям, участвующим в конструктивном диалоге с ведомством.

Теперь владельцы таких иностранных информационных ресурсов обязаны создать в РФ филиал, уполномоченное юрлицо или представительство, зарегистрировать на сайте Роскомнадзора личный кабинет и разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи с россиянами, а также отечественными организациями. Стоит отметить, что закон предусматривает ряд мер воздействия: маркировка сайтов в поисковых системах информацией о неисполнении законодательства, исключение из выдачи поисковиков, запрет на рекламу ресурсов-нарушителей в России и размещение на данных сервисах рекламы, ориентированной на российских граждан.

В перечне более жестких мер: включение в список лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, прием платежей как физических, так и юридических лиц, частичная и полная блокировка ресурсов на территории страны. Таким образом, за несоблюдение закона IT-компании могут столкнуться с экономическими санкциями и техническими мерами воздействия. Как отметил ранее Председатель Госдумы Вячеслав Володин: «Россия здесь идет по пути, уже проложенному другими. Предлагает «гостю», который неплохо обосновался в нашей стране и зарабатывает большие деньги, жить и отвечать по российским законам, а не по своему «уставу», спрятанному в одной из западных или иных столиц».

Кто должен «приземлиться»?

Перечень компаний, которые должны «приземлиться», Роскомнадзор опубликовал ещё в конце ноября. В него включили 13 зарубежных компаний, владеющих 22 информационными ресурсами: Google (среди ее сервисов — Google Play, YouTube, YouTube Music, Google Chat, Gmail), Apple (iCloud, App Store, Apple Music), Meta Platforms, в прошлом Facebook (собственно социальная сеть, Instagram, WhatsApp), а также Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, Viber, Spotify, Likeme Pte. ltd (Likee), Discord, Pinterest, Twitch. Хотя некоторые международные IT-гиганты успели открыть свои представительства до появления закона. Например, AliExpress, iHerb и Huawei Technologies

Зачем нужен закон?

Во-первых, конечно, проект призван обязать мировых гигантов соблюдать российские законы и обеспечить защиту персональных данных и интересов россиян. По сути, основная цель федерального закона заключается в создании механизма взаимодействия IT-компаний с отечественными пользователями и органами власти для того, чтобы решить спорные вопросы.

Добавим, что иностранные корпорации занимают существенную долю на инфорынке России. К примеру, 56% пользователей страны отдают предпочтение поисковой системе Google, а YouTube, в свою очередь, является третьим по популярности сайтом в РФ с ежемесячной аудиторией не менее 44 млн человек.

Многие придерживаются мнения, что такие крупные компании имеют возможность манипулирования, и, ко всему прочему, они часто уклонялись от соблюдения норм антимонопольного и налогового законодательства, обеспечения конфиденциальности пользователей и модерации контента. Поэтому нормативное регулирование IT-корпораций – общемировая тенденция.

Так, в адрес TikTok замглавой администрации президента были приведены в пример рекомендации политического контента, когда система «массово предлагала его детям 14 лет». По словам Кириенко, пользователи, которые ранее не проявляли интереса к теме политики, стали получать рекомендаций политического контента. Когда власти начали спрашивать почему, то выяснилось: представительства в России не имеет юридических полномочий.

«Не секрет, что сейчас в интернете, на транснациональных платформах наблюдаются массовые случаи мошенничества, злоупотребления персональными данными граждан, а также распространения противоправного контента, в том числе затрагивающего интересы детей. При этом людям фактически некуда жаловаться, обратиться за восстановлением своих прав», – сказал президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, которое состоялось 9 декабря 2021 года.

Несомненно, нашлись и те, кто выступил против закона, уточнив, что он скопирован с недавно принятого закона в Турции.

Кто начал исполнять требования?

Apple стала первой компанией, приступившей к исполнению закона о «приземлении» иностранных IT-компаний. Она уже выполнила одно из требований закона: зарегистрировала личный кабинет на сайте Роскомнадзора. Сингапурская соцсеть Likee тоже приступила к выполнению требований закона, а именно – подала заявление на регистрацию личного кабинета, разместила на сайте форму для обратной связи и уже готовится открыть офис в России.

Срок аккредитации филиалов зарубежных компаний в России составляет до 15 рабочих дней. В общем и целом, легализовать работу представительства можно весьма быстро, направив обращение в ФНС. Но, по мнению управляющего партнера юридической компании «Иккерт и партнеры» Павла Иккерта, «никто из крупных зарубежных компаний к этому не стремится, учитывая, что о вступлении в законную силу с 1 января новых требований им, скорее всего, было известно и ранее. Судя по всему, не исполнять некоторые требования местного законодательства – это принципиальная позиция части компаний, как показывают недавние штрафы в адрес Google и Facebook».


  • Комментарии
Загрузка комментариев...